Советник губернатора Московской области в ранге министра приехал в Сергиев Посад с интересными новостями, которые озвучил на заседании профильной комиссии городских депутатов. Сразу несколько пунктов презентации должны заинтересовать местное население.

Тезис № 1. Район платит меньше. Пожалуй, это хотели услышать местные общественники из уст влиятельных спикеров области, к которым безусловно относится Александр Коган. Суть следующая — районы и округа, на территории которых будут построены мусороперерабатывающие заводы и полигоны для захоронения непереработанных «хвостов» станут территорией «пониженных тарифов» на вывоз мусора. Пока неясно, насколько пониженных, но принципиальное согласие губернатора на это есть, что неплохо. Потому как честно.

Тезис № 2. Оператор на диете. 8 рублей 23 копейки с квадратного метра за разделённый мусор — много. Почти в 2 раза больше, чем раньше (4 рубля 90 копеек). Откуда взялась разница и на что пойдёт увеличенная плата? Правительство Московской области попыталось обосновать в цифрах. 53 % составит транспортировка, 40 % — переработка, чуть более 6 % — обслуживание договоров. Прибыль регионального оператора изначально невелика — 2,5 %. В последствии она может увеличиться до 5 % за счёт перепродажи вторсырья. Нормативы накопления мусора и затраты на его утилизацию, между тем, подросли. По свежим экспертным подсчётам, 100-квартирный дом площадью 5400 квадратных метров образует 8,9 тонны мусора ежемесячно. За транспортировку каждой тонны отходов региональный оператор возьмёт 2942 рубля, за размещение на полигоне той же тонны придётся отвалить 2049 рублей. Итого 4992 рубля за тонну или около 45 тысяч за весь мусор, накопленный этим домом за месяц. Разделим его на 5400 квадратных метров — получим тот самый тариф 8 рублей 23 копейки с метра.

Тезис № 3. Люди и метры не противоречат друг другу. Старая песня о главном — с кого брать: с площади или «отходообразователей»? Ажиотаж вокруг неё постоянный. Коган попытался его частично погасить. Вне зависимости от того, как посчитают, региональный оператор получит необходимую ему сумму в полном объёме. Что 8,23 с метра будут вписывать в квитанции, что 150 с небольшим рублей с человека. Вопрос лишь в частностях — кто и за что переплачивает в итоге.

Тезис № 4. Частники не пострадают. Больной вопрос. Построил коттедж 200 квадратов, живёшь с женой и ребёнком. Платишь 1650 в месяц за несколько вёдер разделённого мусора! Непорядок. Московская область разрабатывает понижающий коэффициент для индивидуальных жилищных строений. Каким он будет — узнаем до конца года. Известно лишь то, что он будет.

Тезис № 5. Район получает преференции. Это будет касаться не только и не столько тарифа. Сергиев Посад, как и другие территории, принимающие на себя экологический удар, получит дополнительные средства на больницы, детские сады, школы и прочую социальную инфраструктуру, в том числе, экологического профиля. Местным властям уже сейчас надо заботиться о составлении заявок на строительство или реконструкцию этих объектов, которая будет отражена в региональном бюджете.  55% останется в муниципалитете,  40% поступит в региональный бюджет,  5% - в федеральный

Тезис № 6. Никаких сверхдоходов от сортировки отходов. Полноценная индустрия переработки вторсырья пока не работает. И не заработает в ближайшее время. Понятно, что глубина переработки 50 % — это мечта, исполнения которой нам придётся ждать много лет. К тому же, извлекать отходы необходимо до разумных экономических пределов, чтобы они не стали «золотыми». Кое-что востребовано уже сейчас. 250 тысяч тонн топливных брикетов в год готовы закупать индустриальные центры Калуги и Коломны. Но производство их в таком количестве ещё необходимо запустить. И в этой связи тарифы на переработку мусора не получится снизить.

Тезис № 7. Альтернативы региональному оператору нет. Решение мусорной проблемы Подмосковья обойдётся в 180 миллиардов рублей. Таких денег на бытовые отходы в региональном бюджете заложить не получится (это почти его четверть). Пришлось привлекать частную структуру с государственными покровителями, готовую брать кредиты и рисковать.

 

Сергей Рунько

Фото Сергея Борисова