Сегодня по всей стране отмечают День учителя. Мы привыкли представлять учителя так: работает в классе у доски, идёт по коридору с журналом подмышкой, заходит в класс, где его стоя встречают тридцать учеников. Но есть педагоги, которые работают вне школьных стен. В канун профессионального праздника педагогов газета «Вперёд» встретилась с начинающим учителем начальных классов сергиевопосадской школы 4, который работает с учениками-надомниками. У Марии МАКСИМОВОЙ мы узнали, чем отличается урок дома от классического урока в школе и как даётся ей первый самостоятельный опыт работы с детьми.

 

Что повлияло на выбор вами профессии?

— В нашей большой семье я — средняя.  У меня две сестры и два брата. Часто приходилось оставаться за старшую дома и заниматься с младшими. Мне нравилось с ними делать уроки, ухаживать за ними. По их успехам в школе поняла, что у меня всё получается. Наверное, повлияла и профессия родителей, они у меня педагоги.

Вы с красным дипломом окончили Истринский педагогический колледж. Почему именно он? Ездить в Иструне ближний свет.

— В университет не поступила, баллов не хватило (улыбается). Тогда мама посоветовала поступить в колледж, где она сама училась. Почитала отзывы в интернете. Те, кто его окончил, оставляют положительные комментарии. Поехала и поступила.

Сразу решили в учителя начальных классов? Не думали о воспитателе детского сада?

— В детском саду дети ещё маленькие. С ними, конечно, не соскучишься, но со школьниками интересней. Они уже хотят учиться, более организованные и самостоятельные.

Когда утром просыпаетесь, что вдохновляет поехать на работу?

— Мной движет чувство, что мои знания детям нужны, что моя работа несёт им пользу. Сейчас я работаю с тремя надомниками: девочка и два мальчика. Один из них с инвалидностью. Сначала я не знала об этом и не представляла, как он выглядит. Но когда первый раз к нему приехала, начала знакомство с улыбки. Он тоже улыбнулся и сказал: «Наверное, мы с вами поладим». И правда поладили. Мне он сразу понравился — эмоциональный, целеустремлённый, хочет учиться. Мальчик творческий. Его любимые предметы — рисование, музыка и технология. Любит сочетать цвета и фантазировать. Однажды на уроке музыки во время прослушивания мелодии спросила его: «Ты знаешь, какой инструмент играет?» Он безошибочно ответил: «Фортепьяно». Рассказала, что когда-­то я училась в музыкальной школе на этом инструменте. И он расстроился, начал плакать. Вначале я не поняла причину, а он говорит: «Я никогда не увижу, как вы играете». И меня настольно это растрогало, что прониклась идеей научить его азам игры на фортепиано. Начали с нот, уже знаем, как пишутся и звучат первые четыре — до, ре, ми, фа. Конечно, одному ученику уделяешь максимум внимания. За урок ты большему научишь, и это большой плюс.

Такие уроки вести легче?

— Первое время было тяжело с мальчиком с инвалидностью, у него только недавно начали ручки «оживать», мне очень сложно было его учить писать. Приходилось вместе с ним держать ручку и выводить палочки, крючки.  В колледже этому нас не учили. Пока всем этим методикам обучаюсь самостоятельно. Учитель — это такая профессия, когда ты сам постоянно учишься. Поэтому пошла учиться дальше, поступила в педагогический университет на дефектолога.

Если с уроком музыки понятно, то как проходит урок физкультуры?

— Делаем легкую зарядку, гимнастику рук, пальцев. Благо во время учёбы я активно занималась спортом, много упражнений знаю из личного опыта.  Играла в баскетбольной сборной школы, в колледже в волейбольной команде. В мае этого года сдала комплекс программы ГТО на золотой значок. А в основном больше теоретических занятий даю, не все дети могут двигаться, да и в квартире особо не развернуться.

Не отвлекает тот момент, что вы погружаетесь в тесный семейный мирс тапочками, кошечками и запахом борща?

— Не отвлекает, я уже привыкла. Кстати да, заметила, что у всех есть коты. А вести урок никто не мешает. Родители дверку прикрывают и уходят по своим делам, чтобы ребёнок не отвлекался.

Когда ставите оценки, нет искушения из жалости завысить?

— Для меня это сложный вопрос. Из жалости не стоит, ты же учитель. Оцениваю своих учеников по их реальным успехам. Вот яркий пример. Была такая ситуация у мальчика. Он очень не любил делать ошибки, расстраивался. Мама ему купила ручку с ластиком. И когда допускал ошибку, не волновался, так как мог стереть и исправить. Однажды я пришла к нему домой, а его ручка перестала писать. Говорю, давай попробуем взять обыкновенную ручку. Он не хотел, две недели сопротивлялся, но, послушав мои уговоры, всё же взял. И когда сделал ошибку, аккуратно зачеркнул и написал верно сверху. Этот страх мы с ним перебороли. И я радуюсь этому моменту.

Не было желания перемотать время назад и взять сразу класс и попробовать в классе работать?

— Было. Тут некоторое время я замещала педагога в третьем классе. Сначала испугалась, голос ещё сел, можно сказать, шёпотом говорила. Но, к счастью, дети меня поняли, вели себя спокойно. А через несколько дней подбежала ко мне девочка и говорит: «Можно я с вами сфотографируюсь и покажу маме, какой у меня хороший учитель?» Я чуть не расплакалась, мне такое никогда никто не говорил. Тут я поверила в себя, что всё получается. Поэтому планирую набирать класс. Но это позже, так как жалко бросить своих домашних.

 

Семён Семёнов

Фото автора