Причины прогула могли быть разными. Например, из-за неподготовленных уроков. Из-за контрольной. За компанию с другом или подружкой. Наконец, просто так.

 

Прогуливали «второстепенные» уроки вроде труда или физкультуры, как правило, сдвоенные и последние. Особенно если на них приходился «судьбоносный» футбольный матч местного значения.

Наконец, были прогулы, которые точнее было бы назвать «загулами». Они граничили с немотивированным бродяжничеством. Им посвящали «сатирические» стихи на страницах «Пионерской правды»:

Пятиклассник удивился —
Лягин в школе объявился!
Не бывал он здесь давно,
Всё болтался по кино!

В маленьком Загорске 60-х прогуливать в кинотеатре было рискованно — другие ребята, которые тоже тут прогуливали, могли тебя выдать. Среди зрителей могли оказаться родственники или знакомые какой-нибудь учительницы.

Мотивом моих прогулов была скука смертная на уроках. Представьте — вызывают к доске балбеса, который до седьмого класса по слогам читает! И начинается — бе-ме! На объяснение урока остаётся минут 15, в которые ничего интересного не сделаешь! А когда при Брежневе ввели всеобщее среднее образование, то в 9 классе оказывалось много ребят и девочек, которые «пересиживали» до армии или до замужества. (Их родители считали «стрёмным» отдавать дитё в ремесленное или техникум — пусть в школе отдохнет!) В такие моменты это «прочь, в деревню, в глушь, в Саратов» чувствовалось особенно сильно.

За неимением глуши и Саратова прогуливал я на Клементьевском посёлке или в музее-заповеднике, где билеты стоили копейки, или просто — слоняя слона по улицам. Один урок, правда, можно было прогулять в книжном магазине («МОГИЗ») на Красногорской (что у Лавры) площади. Смотреть книжки и буклеты. Вроде бы ты тут по делу!

Самые первые прогулы связаны со старыми торговыми рядами на Пятницком подоле, доживавшими последние дни. Интересно было, когда по осени приезжал передвижной цирк. Медведи и мотоциклисты-каскадёры. Особенно запомнился ленивый, раскормленный мишка, этакий ветеран советского цирка! Его дрессировщик долго уламывал сесть на мотоцикл и сделать пару кругов!

На колхозном рынке самой интересной была палатка «Уценённые товары». Торговала там старая-престарая чета. Они путались в расчётах, долго искали вещи, при этом переругиваясь между собой!

Прогулы на Клементьевке были связаны с Никольским кладбищем. Тогда оно было не столь заросшим и закриминаленным, как в более поздние времена. Руинированный храм святого Духа вносил романтический флёр. Романтику иногда дополняли две девчонки с этюдником. Правда, на тот момент сердце моё было занято, и я с ними не познакомился. Знакомство произошло несколько десятков лет спустя — с одной из них мы теперь женаты.

В десятом классе здорово прогуливалось в читальном зале Районной библиотеки, которая тогда была на Рыбной улице. Тогда там было полно старых книг, из которых любимейшими у меня были энциклопедические издания 1920-х годов.

Почувствовать себя полностью «белым человеком» можно было в кафе «Астра» на вокзале. По странному стечению обстоятельств там теперь торговый центр «Астра». Съесть беляш и выпить кофе — пожалуйста, а вот выкурить сигарету проблемно, Не говоря уже о сигаре. Проще это сделать в дремучих зарослях Никольского кладбища!

Особая статья — музей. Там было здорово поздней осенью, когда учился во вторую смену. К четырём часам становилось темно, за зарешёченными окнами горел закат, и на крутых лестницах ты ощущал себя путешественником во времени.

Господа подрастающее поколение! Это — не инструкция, а просто «вредные советы» в духе Остера. Они вам совершенно не навредят, ведь мир-то постарел с тех пор на полвека! И темпо другое, и морес не тот!

 

Алекс Рдултовский

Фото pastvu.com, архив Андрея Мочалова

 

Глас народа

Ольга, прогуливала в цветущей казахской степи 70-х:

— Мы могли прогулять, если нам, например, не нравился преподаватель. Любили ходить на озеро. Мальчишки из рогатки стреляли голубей, которых мы жарили на костре и ели. На вкус похоже на курицу, только дикую. Почему-то нас обычно тянуло прогуливать уроки весной, в степи, когда цветут тюльпаны и маки — из них мы собирали букеты и несли в школу, которую прогуляли. В последний раз я прогуляла перед самым вылетом самолёта, на котором должна была лететь в Загорск — туда перевели папу-военного. Мы спрятались с подружкой у неё дома, слушали Высоцкого. Но мама каким-то образом вычислила меня, забрала со словами: «Собирай чемодан, тебе же лететь скоро».

 

Александр, прогуливал во время уборки урожая в Закубежье 90-х:

— Чтобы прогулять, мы могли запихнуть картофелину в глушитель автобуса, который забирал детей по окрестным деревням и вёз в школу в Самотовино. Пока водитель разбирался, в чём дело, мы разбредались по домам — автобус же типа сломался. Кто нас найдёт? Я слышал, были и отчаянные ребята. Они делились на две группы — одна отвлекала водителя, другая спускала колесо. Но мы так не делали. И вот прогуливаешь школу: тёплый сентябрь, светит солнце, хорошо… В такие дни мы могли пойти запечь картошку на костре или посмотреть на журавлей — у нас они рядом гнездятся. Очень любили ходить на уборочную, кататься на комбайнах с комбайнёрами. Они делились своими обедами — помню, был компот из сухофруктов. И говорили нам: вы, ребята, учитесь, а то будете такими же, как мы.

 

Евгения, прогуливала в заснеженном Норильске 2000-х:

— Норильск — город маленький, все друг друга знают, и поэтому просто гулять по улицам мы не могли. Да и холодно было, в минус сорок не погуляешь. Мы как-то посидели в подъезде. Они, кстати, отличаются от здешних — из нескольких отсеков, чтобы не задувало. Но там было холодно, неуютно. В школе интереснее, теплее и веселее, решили мы с подружками — и пошли обратно. Вообще мы в Норильске редко прогуливали — здесь, в Сергиевом Посаде, куда я переехала, это случалось чаще. Ещё в Норильске часто отменяли занятия при плохой погоде. У нас даже было особенное слово для этого — «актировка», отмена занятий. Здесь такого почти не бывает.

 

Елена, прогуливала в Сергиевом Посаде 90-х:

— Когда мы заканчивали школу, у всего нашего класса случился конфликт с одним учителем. Причину не помню. И вот как обычно я пришла с утра в школу и вижу, что весь наш класс стоит у входа. И не заходит внутрь. И они говорят мне, что решили наказать этого вредного учителя. Таким вот образом выразить свой протест. Мы даже не знали, куда идти прогуливать, что делать. Время 8 утра. Пошли недалеко, к одной из наших девчонок домой. Но «вредный» учитель нам этого не простил, доложил директору. Досталось всему классу — грозились оставить нас без последнего звонка, поездок и дискотек.