Одна статья Александра Горловского в газете «Вперёд» чуть было не стоила должности тогдашнему главному редактору Вячеславу Витушкину, но именно эта статья открыла многим загорчанам глаза.

 

Название её не предвещало никаких проблем — «Подвиг запечатлённый». Заголовок вполне созвучный середине восьмидесятых, но реакция на него и на то, что было написано под ним, оказалась непредсказуемой. А всё потому, что герой статьи, Авраамий Палицын, который прежде изображался как летописец и келарь — то есть заведующий поставками к столу, вдруг предстал на страницах советской печати как человек со стремлением к Богу, а Лавра — не просто как туристический объект, а как часть духовного наследия страны, в тот момент звавшейся Советский Союз.

Трудно поверить, что за такой невинный по нашим меркам ход мыслей у людей могли быть большие неприятности. Понять больше о том, почему так было и как люди находили способ сохранять лицо (и себя), теперь можно в мемориальном кабинете библиотеки им. А. Горловского.

В библиотечной комнате в цокольном этаже, точно там, где самый известный лектор 70-­80-­х Александр Горловский проводил лекции, открыт мини­музей — неофициальный, но содержательный.

Среди самых ярких экспонатов — шаржи друга семьи, преподавателя и художника, фронтовика Ильи Мачерета. Отличная иллюстрация того, что люди круга Горловского, перечитавшие несчётное количество книг, общавшиеся с самыми яркими умами своего времени, могли веселиться и дурачиться словно дети.

О книгах говорили на открытии — вспомнили случай: когда семья Горловского переезжала на другую квартиру, соседи понять не могли, как в одну хрущёвку вмещается такое невероятное количество книг.

В кабинете много подлинников — например, афиши и абонементы выступлений Горловского, каждый из которых становился событием для Загорска того времени. Сергиевопосадский краевед Лидия Гирлина поделилась воспоминанием — именно после лекции Горловского она выбрала свой путь.

Кабинет не должен пустовать, говорили на открытии, лучшее ему применение — стать местом встреч сергиевопосадцев, которым интересно родное слово и свой город.

 

Владимир Крючев