Во вторник не стало народного артиста России Олега Табакова. Прощание пройдёт сегодня, 15 марта, в МХТ имени Чехова, где он работал художественным руководителем. На три дня в театре отменены спектакли. Причиной смерти стала остановка сердца.

 

Казалось, он успевал всё — играл в старых театрах и создавал новые, снялся более чем в ста кинофильмах, многие из которых стали современной классикой, преподавал. Российский зритель узнавал эту фамилию рано — задолго до того, как приходил в театр и, возможно, задолго до того, как вообще мог произнести слово «театр» — этот голос он слышал в десятках любимых мультфильмов с детства.

Будущему мэтру не было и тридцати, когда он перенёс инфаркт, но все последующие полвека оставался образцом работоспособности и желания творить.

Олег Табаков был проводником русской культуры в мире — играл и ставил спектакли в театрах Венгрии, Финляндии, Германии, Дании, Австрии и США. В начале восьмидесятых Табакову на пару лет запретили преподавание, считая, что тот вкладывает в головы студентов идеологически неверные мысли, и тогда он начал читать лекции в Хельсинки. В девяностые проводил летние актёрские школы в Америке.

Соболезнования в связи со смертью артиста выразили президент России Владимир Путин, премьер-министр Дмитрий Медведев и министр культуры Владимир Мединский. Добрые слова сказали коллеги.

 

Что сергиевопосадцы чувствуют в связи с этим событием? Мы зашли в «Театральный ковчег» и задали этот вопрос не актёрам, а сотрудникам за сценой — от директора до осветителя, как простым зрителям.

Директор театра Марина ИГНАТОВА считает, что подобные утраты обостряют чувство смены эпох:

— Ощущение пустоты, или, скорее, сожаления о том, что уходит эпоха великих. Эпоха идейных вдохновителей. И неважно, в каких условиях они работали — хоть в подвале заброшенного угольного склада на улице Чаплыгина, где по­явилась «Табакерка» с её знаменитыми актерами, хоть в респектабельном МХТ. Именно под руководством Олега Табакова начали свой творческий путь многие яркие нестандартные режиссёры. Он не прикипал к своей славе, к своему креслу, а принимал творчество учеников, поддерживал, давал им свободу.

Павел ЗВЕРЕВ, который начинал в театре как мастер по свету, также говорит о Табакове-педагоге:

— У него было чему поучиться, и интересно, что он не оставлял своих учеников и после того, как учёба заканчивалась. Табакова считали своим учителем даже те, кто просто работал с ним рядом, во всяком случае, так они отзывались о нём. И ещё он был замечательным мастером озвучания, и каждая его закадровая роль многогранна. Моя маленькая дочь смотрит мультфильмы, в которых звучит его голос. Не могу представить, что будет с театром после ухода Табакова. Не потеряется ли он?

Татьяна ПАНОВА, замдиректора театра по экономике, сверяет новых актёров именно «по Табакову»:

— Он для меня — один из небожителей, герой старой театральной школы. Я и мои дети, говоря о каком-то актёре, часто сравниваем его именно с Табаковым. И публика в его театре всегда разная — я замечала, что в некоторых знаменитых театрах обычно встречаешь одних пожилых, но в «Табакерке» кого только нет! От подростков до пенсионеров!

Руководитель службы маркетинга Светлана Трофимова видит в нём не только великолепного актёра, но и продюсера:

— До сих пор хорошо помню эту сцену в спектакле «На дне», где к зрителям выходит Лука в исполнении Олега Павловича, — аплодисменты не прекращаются 20 минут. Я всегда любила его как актёра, но во время учёбы на театрального критика увидела его и как создателя. Он потрясающий продюсер. Камерная обстановка «Табакерки» на улице Чаплыгина, которую он создал, этот подвал без окон — это не сравнится ни с чем. Для меня он эталон актёра эпохи семидесятых. Это сегодня я могу сформулировать мысли так чётко, а раньше он мне просто нравился и всё — на уровне чувств.