454 года назад 1 марта на Руси появилось первое книгопечатное издание и, честно говоря, уже кажется, что тогда же и начались разговоры о смерти литературы в нашей стране.

Сколько себя помню, от младших классов до института, регулярно слышал возгласы: «Молодёжь совсем перестала читать!» или «Все они в своих интернетах/дворах/полях/ на сеновалах! Не до книг им». При этом печатное слово постоянно как-то крутилось около и настойчиво не желало исчезать из моей жизни, несмотря на все стенания. Сейчас говорят о поколении Z, которое ну вот уж точно «убьёт» литературу. Чтобы узнать, так ли это, мы пообщались с одинНадцатиклассниками. Кто их любимые авторы и какие жанры? Грозит ли что-то бумажной книге? Что главное в литературе? Существует ли подпольная секта имени Ремарка? И причём тут паблики ВКонтакте?

 

Анна КУДИНОВА, ученица физико-математического лицея:

— Читаю разное. Самое стоящее и важное ещё в детстве впихивали родители, тогда и вкус сформировался наверное. Хотя я тогда пыталась какое-нибудь фэнтези для себя выхватить вроде «Перси Джексона» Рика Риордана, того же Гарри Поттера, но самая любимая из детских — «Трилогия Бартимеуса» Джонатана Страуда. Сейчас читаю только для себя, потому что всё по школьной программе давным-давно «впихнуто». Из последнего — «Гроздья гнева» Стейнбека. После того как случайно начала читать Ремарка, заинтересовали авторы, описывающие годы потрясений: Стейнбек, Ремарк, но его все сейчас цитируют, Фицджеральд. Вроде как это поколение «потерянное», но у него есть своя мораль, что-то особенное, какая-то честная простота.

 

Лев ДАНИЛОВ, ученик школы № 14:

— Я больше всего читал научную фантастику: интересны технологии, что-то необычное, какие-то новые идеи. Например, в книге «Специалист по этике» интересно показана значимость знаний в жизни и отсутствие какой-то универсальной общественной морали. Из любимых хотелось бы выделить «Хроники Амбера» Роджера Желязны и цикл «Мир Смерти» Гарри Гаррисона, а вот Толкин — это совсем не моё. Электронных вариантов избегаю: они часто с ошибками и сильно упрощённые из-за любительской обработки — там и с кодом проблемы, и с переводом.

 

Анна ВЫГОВСКАЯ, ученица школы № 14:

— Читаю обычно фантастику. Нравится Ремарк очень: у него две несочетаемые темы, любви и войны, и первая проходит сквозь любые преграды. Ещё Брэдбери «451° по Фаренгейту», там показано, что будет через 50 лет, если люди перестанут читать. Ну и Гарри Поттер, конечно, — все книги, все фильмы.

 

 

 

 

Анастасия СТРЕЛЬНИКОВА, ученица физико-математического лицея:

— Моя бабушка — учитель русского и литературы, так что у нас в семье принято любить читать, хотя был период, когда у меня совсем не шло. Изменилось всё, как ни странно, после «Повести о настоящем человеке» — затронула за живое. Любимый жанр — приключения, а автор, вероятно, Александр Дюма. Кроме классической, мне и современная литература нравится. Например, Джоанн Харрис написала интересный цикл, связанный с едой, прямо зацепило. Например, «Шоколад» — в ней главная героиня, по сути, вступила в открытое противоборство с социумом, с правилами.

 

Дмитрий ОРЕШИН, ученик школы № 14:

— Моё любимое произведение — «Убить пересмешника» Харпер Ли, в ней главный герой — пример человека. Он честен с собой, со своей семьёй, готов отстаивать права, и не только свои, то есть если он видит несправедливость, он должен с ней бороться. До этого много читал Марка Твена. Темой изначально заинтересовался из-за эпохи: очень интересен этот дух, эта атмосфера Америки начала ХХ века — тихий городок, представители местной аристократии.

 

Ирина РЯБОВА, ученица школы № 14:

— Какого-то одного любимого автора нет. Мне очень нравятся Конан Дойл, Агата Кристи, Рэй Бредбери. Из современного «Цветы для Элджерона» Дэниела Киза недавно прочла, а из отечественных люблю Астафьева, Зощенко — его сатирические, юмористические рассказы. Интересно читать про разные характеры, как люди видят друг друга со стороны. Например, у Зощенко есть рассказ про то, как мужчина из рабочего класса идёт в театр с «аристократкой», он там про зуб её золотой говорит как о признаке аристократизма — вся ситуация забавная. Как книги выбираю? Даже не знаю… В моём любимом «Библиоглобусе» подряд стоят Дойль, Кристи, они все вместе там «сидят», из них и выбираю.

 

Антон НОВИЦКИЙ, ученик физико-математического лицея:

— Любимого автора у меня нет. Классе в 7-м читал Гарри Поттера, как и все, а ещё Даниэля Дефо, тогда казалось, что это мои любимые книги. Сейчас экзамены, времени ни на что просто не остаётся, в основном, читаю научную литературу.

 

 

 

Илья БОРОДУЛИН, ученик школы № 14:

— Любимый автор — Ремарк. Самое большое впечатление произвела «Триумфальная арка». Уйма эмоций. Наткнулся на цитату из этой книги в каком-то паблике и решил прочесть целиком. После неё начал читать его больше, и, наверно, для меня этот автор — идеал. В его героях вижу частичку себя, подобное у меня возникало разве что к произведениям Джона Грина.

 

 

 

Анастасия КОЗЫРЕВА, ученица школы № 14:

— Сейчас читаю «Фауста», недавно — «451° по Фаренгейту». Просто искала рекомендованную зарубежную классику. Вообще часто смотрю в разных пабликах ВКонтакте подборки хороших книг и по описаниям выбираю те, что мне подходят: без какой-то романтики — в «Гордости и пред-убеждении» её слишком много, а какие-нибудь «Сумерки» совсем не перевариваю.

 

Алексей ЗОЛОТАРЁВ, ученик физико-математического лицея:

— Для меня главное, чтобы книга была хорошая и несла правильные мысли. Первой в голову приходит поэма Твардовского «Василий Тёркин», просто я её недавно прочитал, после фестиваля «У Троицы» в «Ковчеге», где её архангельский театр показывал. Если выделять, то любимый автор — О. Генри, у него много правды и такой… жажды жизни. Ещё Воннегут, конечно. Его книги раскрывают научный взгляд на мир, вроде как в «Сиренах Титана» — в своих изысканиях о смысле жизни мы в конце концов придём к какой-то мелочи. Друзья у меня «заболевали» лет в 13 приключенческой литературой, а я попытался — и не пошло: читая «Путешествие к центру Земли», засыпал.

 

Дмитрий КУДЕЛИН, ученик школы № 14:

— Я увлекаюсь только фантастикой, связанной с зомби-апокалипсисом, с выживанием в этой среде. Сейчас читаю Андрея Круза, цикл «Эпоха мёртвых». Детальное описание обстановки, техники, оружия — всё это вызывает интерес. Из классики больше всего зашло «Мы» Замятина, но по сравнению с предыдущим автором это жалкая пародия.

 

Александра СТРАШКО, ученица физико-математического лицея:

— Я тяготею к классике разных жанров, в конце концов, она не просто так называется классикой. В детстве любила Джека Лондона, сейчас читаю «Властелина колец». Пытаюсь закончить как можно быстрей, чтобы к экзамену по физике начать готовиться. Ещё из последнего «Доктор Живаго» вспоминается. Мне очень нравится, как пишет Пастернак: совсем не похоже на других авторов — искренне, честно, без каких-то приукрашиваний и нарочито литературных вещей.

 

 

Артемий РЫКОВ, ученик школы № 14:

— Любимая книга? «Морфий» Булгакова: она рассказывает реальную историю человека, главный герой ведь ассоциируется с самим писателем, может, я именно его как-то чувствую. Мне её учитель посоветовал, кстати, от него же услышал об «У войны не женское лицо» Алексиевич, тоже очень понравилась. Больше читаю в электронном варианте: бумажную нужно ещё искать, а электронка всегда под рукой.

 

Николай МИРОНОВ, ученик школы № 14:

— Читаю в основном отечественное, в первую очередь истории о войне: у меня и отчим военный, и крёстный военный — с детства приучали к оружию. Последнее, что произвело сильное впечатление, — «Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого. А в остальном «Сталкер», сначала я об игре узнал, очень понравилась атмосфера. И, конечно, Стругацкие.

 

Александр ПАВЛИК, ученик школы № 14:

— Мне, честно говоря, русская литература совсем не нравится, предпочитаю заграничную. Прочёл половину всех книг Жюля Верна, но его я лет с 9-ти начал, а последнее время ушёл в философию. Где-то год назад заинтересовался психологией и начал потихоньку изучать книги, и первый, кого мне посоветовали, — Шопенгауэр. Прочёл «Афоризмы житейской мудрости» и начал «Феномен воли», но он слишком сложный, отложил. «Отдыхаю», перечитывая «Великого Гэтсби» пока что.

 

 

 

Илья ПАВЛЮКОВ, ученик физико-математического лицея:

— Я практик: лично мне куда интереснее «7 навыков высокоэффективных людей» Стивена Кови или того же Дейла Карнеги ещё раз перечитать. В таких книгах те же морали, только представленные открытым текстом и на чётких примерах. Художественную литературу ещё иногда полезно почитать в оригинале, просто чтобы проверить знание языка: буквально неделю назад начал «Идентификацию Борна», оказывается, даже интересно. Хотя любимая книга всё-таки есть — «Маленький Принц» Экзюпери. В ней, как и, например, у Брэдбери в «Вине из одуванчиков», простая, понятная истина — есть мир ребёнка, который нужно беречь. Вот тут поймали меня авторы.

P. S.

Литературный выбор ребят совсем не удивляет: список примерно тот же, что был и у моих одноклассников и, подозреваю, что и у их родителей, разве что меньше фанатов Сэлинджера. Но вот что поменялось, так это причины выбора: тут и большая ориентированность на подборки вроде «100 лучших книг» по версии кого угодно от «попсового» «Эксмо» до «Дистопии» или знаменитый список Бродского, и пул авторов слегка расширился, но самое важное изменение коснулось искомого на страницах. Миллениалы вычитывали доходящих до истерики бунтарей вроде Тайлера Дёрдена или наслаждались контркультурными похождениями Генри Чинаски или «бродяги Дхармы», а «зэдовцы», кажется, ищут простоты, честности, искренности — что, наверное, тоже бунт, учитывая, что мы все живём в «стране победившего постмодернизма».