«В Крещение многие не только сами, несмотря на морозы, ныряют в прорубь или купель, но и совсем маленьких детей окунают в воду. Считается, что в это время никакой холод навредить не может, а вода смывает как грехи, так и болезни. Как относится к столь экстремальному русскому обычаю Церковь? Анна Александровна П-ва»

 

Крещенские купания давно стали традицией. Сотни верующих или считающих себя таковыми именно в эту ночь стремятся окунуться в открытые источники — родники, озёра, реки. Рисковать ли здоровьем, залезая на морозе в ледяную воду — личное дело каждого. Но история знает примеры, когда в иордани окунают едва ли не грудных младенцев. Священнослужители отвергают такие ритуалы.

«Во-первых, не все обладают соответствующим здоровьем, — отмечает священник Михаил Желтов в интервью РИА Новости. — Всё же мы живем не на берегах Средиземного моря. Во-вторых, крещенские купания в последние годы превратились в самое настоящее суеверие: кто-то, например, уверен, что простое купание в проруби, пусть и в освящённой воде, прощает все грехи, хотя Церковь не учит подобному. Некоторые полагают, что после погружения в прорубь нужно непременно выпить горячительного, а это никак не сочетается с соблюдением поста перед великим праздником. Вообще, в церковном уставе отсутствует хоть какое-либо упоминание о подобном действии, и некоторые ревнители указывают, что оно в чём-то даже противоречит древним канонам Церкви».

Священник Павел Великанов, настоятель Пятницкого подворья Троице-Сергиевой лавры, в комментарии тому же агентству замечает, что его приход не практикует походы «на иордань». Хотя сам отец Павел против этого ничего не имеет: «Это уже из области народных интерпретаций праздника, которые могут как не носить никаких негативных оттенков, противоречащих самой христианской вере, так и быть достаточно спорными, если не сказать больше — близкими к каким-то даже еретическим воззрениям. Поэтому здесь мы допускаем достаточно большую свободу каждому поступать по велению его совести и в соответствии с пониманием, зачем он это делает».