Мы начинаем новый год — и каждый раз как будто в немного другой стране. Узнаём о новых законах, удивляемся новым тарифам и учимся по­новому сортировать мусор. А какие перемены происходят в сфере культуры? Ждут ли нас новые цены на билеты и вообще — из чего складываются эти суммы?
 

ОДЦ «Октябрь»

«У нас есть планка, выше которой мы не поднимаем цену билета», — говорит заведующая театрально­концертным отделом ОДЦ «Октябрь» Наталья Самотойлова. Даже если речь идёт о хорошей постановке вроде «Пигмалиона» со Светланой Немоляевой, которую ждут в феврале, билет не будет стоить больше 2000 рублей.

В прошлом сезоне был прецедент, когда гастролирующий театр настоял на цене более высокой, чем обычно, — 2500 рублей на определённые места. В итоге именно эта часть зала осталась пустой, в то время как остальной зал был почти полон. Артистов о таком исходе заранее предупреждали, но те решили настоять на своём.

Цены на спектакли с участием звёзд в ОДЦ в этом году не повышали, и опять­таки это исключительно экономический расчёт: если билеты будут дорогими, люди не придут — спектакль отменят — отвадят тех, кого с таким трудом зазывали все эти годы.

Пять лет назад образовательно­досуговый центр «Октябрь» решил вернуть посетителя, которого здесь потеряли в девяностых и в последующем десятилетии. Зритель откликнулся, и пусть этот зритель не самый богатый, но зато преданный и интересующийся. Отмен здесь почти не бывает.

Что же входит в эти 2000 рублей? Примерно 70 % цены билета может составлять гонорар артистов. Знаменитости просят от 150 до 200 тысяч рублей за выход, а весь сбор за вечер на площадке масштаба ОДЦ может составить 300­400 тысяч рублей. Два народных артиста, занятых в спектакле, — и вот спектакль выходит почти в ноль.

Сюда же добавим расходы на транспорт (известные артисты обычно добираются на личном, с водителем, а остальным организаторы предоставляют свой). Декораторы, монтировщики, звукооператоры и костюмеры также получают гонорар — от 3 до 15 тысяч за спектакль.

Дворец культуры имЮ. Гагарина

Во Дворце культуры им. Ю. Гагарина проходных пьес или имён быть, по сути, не может. Другое дело, что вкусы у всех разные, и на концерт Стаса Михайлова пойдёт не каждый, но отрицать, что в течение несколько лет он был бешено популярен, нельзя. Тогда же он и поставил рекорд цен на билеты в ДК — 4000 рублей.

Достижение с тех пор, судя по всему, не побил никто. Сравняется с ним только выступающий в феврале этого года Леонид Агутин. Поющий следом Валерий Кипелов уже чуть уступает героям поп­сцены — билет будет стоить максимум 3500 рублей. А Кубанский казачий хор на их фоне и вовсе устанавливает щадящие цены — 1800 рублей.

Всё перечисленное — максимальные суммы, в кассе будут билеты и подешевле. Например, послушать «Фонограф­Джаз­Бэнд» Сергея Жилина в январе можно было за 1000 рублей.

Сравним это с ценами трёхлетней давности в том же Дворце и увидим, что если рост и произошёл, то незначительный. На первый взгляд в стране с тех пор подорожало всё, но билетов — и «звёздных», и местных — это касалось в меньшей степени. Билет на новогоднюю сказку три года назад стоил 300­800 рублей. В этом — 500­800.

Другое дело, что с каждым годом концертов на подобных площадках по всей стране становится всё меньше, а отмен всё больше — билеты на представления, где задействованы большие ресурсы и громкие имена, переходят в разряд предметов роскоши, поэтому не­удивительно, что такая перспектива становится реальностью и для сергиевопосадских ДК.

 Музе­й-заповедник

 Цена билета в Сергиево­Посадском историко­художественном музее­заповеднике рассчитывается по формуле, и эта формула учитывает не один и не два фактора.

Список длинный. В 100 рублей — сумма не менялась последние несколько лет — заложены расходы на оплату труда кассира, начисления на оплату труда сотрудников, резервы предстоящих расходов, затраты на изготовление входных билетов, прямые расходы при средней посещаемости 120 человек в день, расходы на охрану, коммунальные и хозяйственные услуги и прочее…

Формулы эти приходят от учредителя, областного Министерства культуры, но обоснование расходов, которые закладываются в них, формулируют здесь, в Сергиевом Посаде. «Каждый год подаём отчёты, составляем планы — в том числе и для того, чтобы цена не увеличивалась. Мы каждый раз аргументируем своё решение», — пояснила заместитель генерального директора по экскурсионно­просветительской работе Елена Дзюба. Точно так же не дорожает и экскурсионное обслуживание.

 

Центр «Дубрава»

Культурно­просветительский центр «Дубрава» известен тем, что привозит в Сергиев Посад интересных российских и иностранных музыкантов (джазовых и не только), даёт возможность выйти на сцену талантливой молодёжи и устраивает фестивали — например, памяти Александра Галича.

Обычная цена билета в «Дубраве» составляет 500­1000 рублей, при этом на некоторых концертах центр применяет систему «плати, сколько хочешь», когда каждый может внести посильную сумму.

Систему эту придумали не в «Дубраве» — по ней довольно давно работают различные музыкальные клубы, особенно в период становления. Она позволяет попасть на концерт тем, кому сейчас трудно потратить деньги на досуг, при этом, как показывает практика, порой зрители, пришедшие по такой системе, оставляют не меньше, а как раз в разы больше, делая вклад в развитие того или иного направления или музыканта.

Только коммерческими некоторые мероприятия «Дубравы» не назовёшь, учитывая не самый большой зал, и, в первую очередь, дух самих мероприятий. Скорее, поясняет директор центра Александр Миронов, они имеют отношение к просвещению, в том числе и к культурному. «Принято считать, что, когда речь идёт о зрелищных событиях, есть два пути — либо они дотируются государством, либо во главу угла ставятся оголтелые коммерческие принципы. Я полагаю, что есть третий срединный путь. Там, где большое искусство, коммерция должна стоять в стороне», — говорит он.

«Театральный ковчег»

Единственный профессиональный театр в городе — не в упрёк другим коллективам, а в силу того, что все актёры в нём имеют профессиональное образование, и при этом игра в театре их основная работа — не планирует повышать цены на билеты в этом сезоне.

Главный фактор, который влияет на цену билетов, — удалённость места от сцены. Те, что поближе, стоят 700 рублей, самые дешёвые обойдутся в четыреста. Но это с точки зрения зрителя, а если на эту цену посмотреть с точки зрения театральной экономики?

Учитывая, что все актёры — не приглашённые звёзды, а сотрудники театра, звёздные гонорары цену билета сильно не утяжеляют. В стоимость билета помимо прочего входят выплаты за каждый выход актёра на сцену и расходы на эксплуатацию оборудования — мощных прожекторов, динамиков и движущихся элементов сцены.

Церковно­археологический кабинет МДА

Настоящее сокровище в сердце Сергиева Посада, в Лавре, известно далеко не всем местным жителям. Как рассказали сотрудники расположенного в Духовной академии ЦАКа, большая часть посетителей — туристы из других городов. Возможно, и сергиевопосадцы, узнав, какие ценности — прекрасные образцы византийской и русской иконописи, западноевропейского искусства, нумизматики, рукописных книг и всё это в окружении уникальных изразцовых печей — таятся в этих залах, непременно бы записались на экскурсию.

Она немного подорожала в последнее время: часовая для группы из шести человек стоит 1500 рублей с доплатой 250 рублей за каждого последующего (было 1000 рублей за пятерых). Есть и более короткие экскурсии, на 40 минут. По залам вас проведут студенты семинарии или студентки кафедры искусствоведения МДА. Все они прошли подготовку и сдали экзамен на знание экспозиции. Заявки надо подавать за день­два до желаемой даты.

Владимир Крючев