Муниципальные бюджеты и их толкование, как Восток, — дело тонкое. Представьте себе, что в одних случаях дважды два это четыре, а в других — сто пятьдесят и больше. В школьной арифметике этого нет. А в бюджетной — на каждом шагу. Попытаемся объяснить, почему. Не на пальцах, но на простых примерах.
Сравнение ключевых параметров муниципальных бюджетов
Сергиево-Посадского района (в млн рублей)
|
Название поселения |
Доходы 2017 |
Расходы 2017 |
Доходы 2018 |
Расходы 2018 |
|
Сергиево-Посадский район |
5827 |
5931 |
6167 |
6276 |
|
Сергиев Посад |
773,2 |
830,2 |
772,2 |
836,4 |
|
Хотьково |
242,6 |
242,6 |
237,9 |
237,9 |
|
Пересвет |
120,3 |
135,1 |
166,9 |
170,9 |
|
Краснозаводск |
170,7 |
183,9 |
173,7 |
173,7 |
|
Богородское |
187,4 |
190,5 |
187,2 |
187,2 |
|
Реммаш |
49,9 |
49,9 |
51,6 |
53,4 |
|
Лозовское |
55,5 |
55,5 |
61,9 |
61,9 |
|
Васильевское |
42,3 |
35,8 |
45,2 |
37,1 |
|
Селковское |
35,9 |
35,9 |
35,9 |
35,9 |
|
Шеметовское |
65,1 |
65,1 |
66,7 |
66,7 |
|
Скоропусковский |
41,1 |
41,1 |
49,1 |
49,1 |
|
Березняковское |
76,5 |
68,5 |
73,3 |
76,2 |
Данные показатели по доходам и расходам бюджетов 2017 и 2018 годов по данным утверждённых бюджетов на начало периодов.
Куда идём мы с «пятачком»?
Чтобы ответить на этот вопрос, взглянем в таблицу. Район, в целом, демонстрирует явный прогресс. Как минимум «плюс триста пятьдесят миллионов» расходов (+5,5 %), а, может, и больше (все дотации, субсидии и возможные заимствования не подсчитаны) в 2018 году по сравнению с 2017-м говорят о том, что интенсивное развитие территории продол-жает набирать обороты. Хотя львиная доля в статье «расходы» посвящена образованию — 4,8 миллиарда, из которых 3,3 выделят регионалы. Программы благоустройства не сворачиваются, строительство дорог будет вестись в 2,5 раза интенсивнее.
Поселения, напротив, — затягивают пояса. Хотьково — даже в абсолютных величинах; остальные, кроме Пересвета и Скоропусковского, в относительных. По таблице, конечно, не скажешь — всё ровненько и без крупных провалов. Но не стоит забывать об инфляции (4 % по данным Минфина). Дорожают ведь не только продукты, но и муниципальные контракты. А значит, покупательная способность рубля в 2017 году выше, чем в 2018-м. Из этого можно сделать вывод, что для развития муниципальных программ необходим, как минимум, шестипроцентный рост расходной части бюджета.
Впрочем, цифры представленные в таблице, не окончательные. В Хотьковской администрации сообщили, что к концу 2018 года и доходы, и расходы будут скорректированы в сторону увеличения на несколько процентов. Бухгалтерии предпочитают работать с гарантированными источниками доходов и не закладывать «виртуальные деньги» заблаговременно. В случае поступлений дотаций и субсидий на баланс города запланированные 237,9 миллиона доходов превратятся в 240 и даже в 250 с последующей корректировкой расходной части. То же самое касается, естественно, и других поселений.
77 % расходов районного бюджета приходятся на образование
Почему не тратим сто миллиардов?
Дали б каждому из нас бразды правления в руки, мы бы наверняка разгулялись… Составили бы целый талмуд потенциальных расходов с сопроводительным письмом в Кремль: «Просим выделить безвозмездно миллиард рублей на памятник за авторством Зураба Церетели в центре города».
Увы, такой фокус не прокатит. Хотя руководителям, возможно, хотелось бы, чтобы прокатил. Во-первых, бюджетный кодекс не позволяет влезать в долги больше, чем на 10 % годового объёма расходов. Во-вторых, за «финансовой чистоплотностью» округов, районов и поселений следят региональные чиновники. А депутаты Мособлдумы принимают закон, по которому определяют, сколько полагается каждому поселению дополнительных отчислений от налога на доходы физических лиц. На том же уровне утверждаются нормативы межбюджетных трансфертов, опираясь на которые и следует верстать «дебет с кредитом».
Исходя из этого «размер не всегда имеет значение». Маленький муниципальный бюджет поселения может неплохо компенсироваться из бюджета района и помощью со стороны региона, которому, в свою очередь, выделяет средства федеральный центр. Таким образом, развитие территории ведётся из четырёх источников.
Почему растут расходы и доходы?
Расходы поселения могут существенно вырасти по нескольким причинам. Глава Пересвета Андрей Булкин объясняет существенную прибавку в графе «траты» участием в региональных и федеральных программах софинансирования. Закупки коммунальной техники, модернизация систем освещения, ремонт многострадального ДК «Космос», о котором говорится давно. Не будем забывать, что город-хранитель космических традиций отмечает своё семидесятилетие — это отдельная статья расходов. А с доходами помогают сотрудники Загорского трубного завода, у которых неплохие зарплаты. Брать деньги планируется, в том числе, в долг.
388,25 миллиона рублей — предельная сумма муниципальных заимствований, которую может себе позволить Сергиево-Посадский район, заложенная в бюджет-2018
Доходы или расходы: что интереснее?
Бюджет территории, в отличие от семейного, необходимо рассматривать под другим углом. Если в собственном кармане нас интересуют, в первую очередь, «плюс», исходя из которого мы формируем перечень трат. То от родного поселения нам, в первую очередь нужна не бухгалтерская отчётность, а конкретные дела — благоустройство, работа секций и кружков, чистота улиц. Потому и радоваться следует увеличению трат, а не их уменьшению, разумеется, с поправкой на инфляцию, которая несколько процентов «откусывает».
Профицит или дефицит: что лучше?
Единого мнения на этот счёт в экспертном сообществе нет. Даже если речь идёт о федеральном уровне. Дефицит бюджета может быть оправданным, если есть, где занять дополнительные средства на долгий срок и под небольшой процент. Или если есть большая «кубышка» в виде резервного фонда или бюджета более высокого уровня, готового выделить средства. Профицит же, если он был запланирован, но не освоен до конца года, порой говорит о том, что хозяйственная система той или иной территории не в состоянии эффективно освоить имеющийся объём денежных средств, а значит, упускает возможности для развития. (Если вспомнить «кубышку» Кудрина — то, к сожалению, работает она только на федеральном уровне.) На местном уровне лучшим вариантом можно признать сбалансированный бюджет. Большинство поселений стараются это равновесие поддерживать.







