Муниципальные бюджеты и их толкование, как Восток, — дело тонкое. Представьте себе, что в одних случаях дважды два это четыре, а в других — сто пятьдесят и больше. В школьной арифметике этого нет. А в бюджетной — на каждом шагу. Попытаемся объяснить, почему. Не на пальцах, но на простых примерах.

Сравнение ключевых параметров муниципальных бюджетов

Сергиево-Посадского района (в млн рублей)

 

Название

поселения

Доходы 2017

Расходы 2017

Доходы 2018

Расходы

2018

Сергиево-Посадский район

5827

5931

6167

6276

Сергиев Посад

773,2

830,2

772,2

836,4

Хотьково

242,6

242,6

237,9

237,9

Пересвет

120,3

135,1

166,9

170,9

Краснозаводск

170,7

183,9

173,7

173,7

Богородское

187,4

190,5

187,2

187,2

Реммаш

49,9

49,9

51,6

53,4

Лозовское

55,5

55,5

61,9

61,9

Васильевское

42,3

35,8

45,2

37,1

Селковское

35,9

35,9

35,9

35,9

Шеметовское

65,1

65,1

66,7

66,7

Скоропусковский

41,1

41,1

49,1

49,1

Березняковское

76,5

68,5

73,3

76,2

 

Данные показатели по доходам и расходам бюджетов 2017 и 2018 годов по данным утверждённых бюджетов на начало периодов.

 

Куда идём мы с «пятачком»?

Чтобы ответить на этот вопрос, взглянем в таблицу. Район, в целом, демонстрирует явный прогресс. Как минимум «плюс триста пятьдесят миллионов» расходов (+5,5 %), а, может, и больше (все дотации, субсидии и возможные заимствования не подсчитаны) в 2018 году по сравнению с 2017-м говорят о том, что интенсивное развитие территории продол-жает набирать обороты. Хотя львиная доля в статье «расходы» посвящена образованию — 4,8 миллиарда, из которых 3,3 выделят регионалы. Программы благоустройства не сворачиваются, строительство дорог будет вестись в 2,5 раза интенсивнее.

Поселения, напротив, — затягивают пояса. Хотьково — даже в абсолютных величинах; остальные, кроме Пересвета и Скоропусковского, в относительных. По таблице, конечно, не скажешь — всё ровненько и без крупных провалов. Но не стоит забывать об инфляции (4 % по данным Минфина). Дорожают ведь не только продукты, но и муниципальные контракты. А значит, покупательная способность рубля в 2017 году выше, чем в 2018-м. Из этого можно сделать вывод, что для развития муниципальных программ необходим, как минимум, шестипроцентный рост расходной части бюджета.

Впрочем, цифры представленные в таблице, не окончательные. В Хотьковской администрации сообщили, что к концу 2018 года и доходы, и расходы будут скорректированы в сторону увеличения на несколько процентов. Бухгалтерии предпочитают работать с гарантированными источниками доходов и не закладывать «виртуальные деньги» заблаговременно. В случае поступлений дотаций и субсидий на баланс города запланированные 237,9 миллиона доходов превратятся в 240 и даже в 250 с последующей корректировкой расходной части. То же самое касается, естественно, и других поселений.

 

77 % расходов районного бюджета приходятся на образование

 

Почему не тратим сто миллиардов?

Дали б каждому из нас бразды правления в руки, мы бы наверняка разгулялись… Составили бы целый талмуд потенциальных расходов с сопроводительным письмом в Кремль: «Просим выделить безвозмездно миллиард рублей на памятник за авторством Зураба Церетели в центре города».

Увы, такой фокус не прокатит. Хотя руководителям, возможно, хотелось бы, чтобы прокатил. Во-первых, бюджетный кодекс не позволяет влезать в долги больше, чем на 10 % годового объёма расходов. Во-вторых, за «финансовой чистоплотностью» округов, районов и поселений следят региональные чиновники. А депутаты Мособлдумы принимают закон, по которому определяют, сколько полагается каждому поселению дополнительных отчислений от налога на доходы физических лиц. На том же уровне утверждаются нормативы межбюджетных трансфертов, опираясь на которые и следует верстать «дебет с кредитом».

Исходя из этого «размер не всегда имеет значение». Маленький муниципальный бюджет поселения может неплохо компенсироваться из бюджета района и помощью со стороны региона, которому, в свою очередь, выделяет средства федеральный центр. Таким образом, развитие территории ведётся из четырёх источников.

 

Почему растут расходы и доходы?

Расходы поселения могут существенно вырасти по нескольким причинам. Глава Пересвета Андрей Булкин объясняет существенную прибавку в графе «траты» участием в региональных и федеральных программах софинансирования. Закупки коммунальной техники, модернизация систем освещения, ремонт многострадального ДК «Космос», о котором говорится давно. Не будем забывать, что город-хранитель космических традиций отмечает своё семидесятилетие — это отдельная статья расходов. А с доходами помогают сотрудники Загорского трубного завода, у которых неплохие зарплаты. Брать деньги планируется, в том числе, в долг.

 

 

388,25 миллиона рублей — предельная сумма муниципальных заимствований, которую может себе позволить Сергиево-Посадский район, заложенная в бюджет-2018

 

Доходы или расходы: что интереснее?

Бюджет территории, в отличие от семейного, необходимо рассматривать под другим углом. Если в собственном кармане нас интересуют, в первую очередь, «плюс», исходя из которого мы формируем перечень трат. То от родного поселения нам, в первую очередь нужна не бухгалтерская отчётность, а конкретные дела — благоустройство, работа секций и кружков, чистота улиц. Потому и радоваться следует увеличению трат, а не их уменьшению, разумеется, с поправкой на инфляцию, которая несколько процентов «откусывает».

 

Профицит или дефицит: что лучше?

Единого мнения на этот счёт в экспертном сообществе нет. Даже если речь идёт о федеральном уровне. Дефицит бюджета может быть оправданным, если есть, где занять дополнительные средства на долгий срок и под небольшой процент. Или если есть большая «кубышка» в виде резервного фонда или бюджета более высокого уровня, готового выделить средства. Профицит же, если он был запланирован, но не освоен до конца года, порой говорит о том, что хозяйственная система той или иной территории не в состоянии эффективно освоить имеющийся объём денежных средств, а значит, упускает возможности для развития. (Если вспомнить «кубышку» Кудрина — то, к сожалению, работает она только на федеральном уровне.) На местном уровне лучшим вариантом можно признать сбалансированный бюджет. Большинство поселений стараются это равновесие поддерживать.