Маршруту «Золотое кольцо», объединившему в себе древние города северо-востока России, в этом году исполняется 50 лет. Уже полвека люди путешествуют по красивейшим историческим местам, любуются старинными храмами, самобытной архитектурой древних зодчих и красивейшей природой регионов. Однако нельзя не признать, что с годами маршрут стал устаревать. Туристы не видят интереса возвращаться во многие города вновь.

Чтобы возродить уникальный маршрут, вдохнуть в него новую жизнь и привлечь в города туристов, региональные власти разработали областную программу по развитию межрегионального туризма. По словам министра культуры региона Оксаны Косаревой, обновлённый туристический маршрут «Золотое кольцо», куда планируют ввести несколько новых городов Подмосковья, продвинет регион на российском и международном туристическом рынке.

 

На потребу иностранным туристам

Термин «Золотое Кольцо» появился в 60-е годы прошлого столетия. Изначально маршрут был разработан для иностранных туристов. Он рассказывал гражданам зарубежья о величии русской старины и, конечно же, приносил немалые деньги в казну. Общая протяжённость маршрута составляет чуть больше 1000 километров. Это так называемое Малое «Золотое кольцо». Исторически сложилось, что в состав маршрута вошли восемь городов — Владимир, Ярославль, Кострома, Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов Великий, Иваново и Суздаль. Официально этот список никем не утверждён, и даже с ним многие готовы поспорить.

Если проследить по карте, то можно увидеть, что города действительно как бы образуют круг, маршрут закольцовывается. Однако в указанных и соседних регионах есть ещё десятка два мест, не вошедших в Малое «Золотое кольцо», которые исторически не менее значимы. Среди них такие города как: Александров, Гороховец, Гусь-Хрустальный, Дмитров, Калязин, Кидекша, Муром, Мышкин, Палех, Плёс, Рыбинск, Тутаев (ныне Романов-Борисоглебск), Углич, Юрьев-Польский, Шуя и другие. Туроператоры негласно уже определили их в Большое «Золотое кольцо». В 2015-2016 годах к маршруту также негласно были присоединены Касимов Рязанской области и Калуга.

 

Нужна инфраструктура и пиар

С тем, что маршрут «Золотое кольцо» нуждается в перезагрузке, согласны и туроператоры, которые годами отправляют в старинные русские города туристов. И в самом деле, кому захочется ездить в одно и то же место по десять раз? Это не значит, что маршрут не востребован, к нам по-прежнему с удовольствием едут туристы из Москвы, соседних регионов и иностранцы. Просто количество достопримечательностей ограничено, всё интересное можно увидеть за одно-два посещения. А то и вовсе, как в случае с Сергиевым Посадом, город осматривают за несколько часов, превращая в транзитный пункт тура.

По мнению Ирины Чуркиной, генерального директора туроператорской компании «Векша», официального туроператора внутреннего туризма в России, на развитии туротрасли сказывается, прежде всего, наличие привлекательных туристических объектов, современной инфраструктуры и в нынешнее время — грамотного пиара.

«Пиар-акции в наше время очень важный инструмент развития привлекательности территории. Есть такие регионы, которые раскручивают, и есть — которые нет, — поясняет Ирина Владимировна. — Например, вы были когда-нибудь в Жигулях? Потрясающе красивое место, но его почти никто не рекламирует, и люди не ездят туда. Туристы предпочитают посещать места, которые они считают брендом. Суздаль — это бренд, едем! Остров Валаам — тоже бренд, едем! А рядом с Валаамом есть шикарный, необыкновенной красоты остров Коневец, но его никто не раскручивал, и такого интереса к нему нет».

Конечно, бренд не единственное, что влияет на выбор людей. Туристы рассматривают все факторы — и историческую привлекательность, и близость городов, и доступную цену, и условия проживания. По опыту Ирины Чуркиной, подобрать подходящий вариант сейчас несложно, отели представлены на любой вкус и кошелёк. Вилка цен за двухместный номер — от 700 до 8000 рублей и даже больше. Часто люди жалуются, что по России путешествовать дорого, но у хорошего туроператора всегда найдутся приемлемые варианты. В среднем стоимость группового автобусного тура в города «Золотого кольца» на уикенд составляет от 5000 рублей. Если люди готовы путешествовать на своей машине, то цена упадёт до 3000 рублей. В программу тура в этом случае войдёт отель, завтраки и экскурсии.

Самым дорогим и одновременно самым востребованным городом «Золотого кольца» является Суздаль. Наиболее популярными — маршруты «Ростов — Углич —  Мышкин» или «Ростов — Ярославль — Кострома — Плёс». Последнее время маршрут «Владимир — Суздаль» стало модно предлагать вместе с поездкой в Муром, хотя до последнего, конечно, далековато. Вариантов туров огромное количество, вплоть до того, что можно целиком проехать «Золотое кольцо» «галопом по Европам» за 5-6 дней.

 

Интерес повышают частные музеи

Одними из первых о повышении туристического интереса задумались в Мышкине. Еще 20 лет назад там стали появляться первые самодеятельные музеи, внедряться анимационные программы, которые так нравились туристам. Но сейчас в таком ключе работают практически во всех городах, и Мышкин стал отставать в популярности. Его положение спасает разве что то, что город стоит на Волге и его часто включают в маршрут речных круизов.

«Вообще Ярославская область, надо отдать ей должное, лидер по развитию туризма. Власти уделяют этой отрасли огромное внимание. В области есть совершенно фантастические вещи в плане инфраструктуры, действуют программы поддержки малого предпринимательства, поощряется создание маленьких самобытных музеев, — считает Ирина Чуркина. — Посмотрите, только в Угличе есть музей водки, музей тюремного искусства, музей мифов и суеверий русского народа. В Переславле, помимо музеев чайника и утюга, не так давно появились музей истории денег, музей хитростей и смекалки, в стадии становления музейный комплекс «Русский парк». Людьми это востребовано, потому что кроме монастыря есть музеи, новые рестораны, уютные гостиницы, а это уже иной уровень отдыха, за который не жалко заплатить».

С грустью Ирина Владимировна отмечает, что в Сергиевом Посаде такой поддержки турбизнеса нет. И создание частных музеев ничем не поощряется. Её удивляет, почему в Сергиевом Посаде до сих пор нет музея православия или музея истории христианства. Где им быть, как не здесь?

С уверенностью Ирина Чуркина может констатировать только одно — спрос на туры по России за последнее время по ряду причин увеличился. Однако вырос он не за счёт маршрута «Золотое кольцо», который уже многими пройден. Люди отдают приоритет новым местам и дальним регионам, таким как: Алтай, Камчатка, Дальний Восток, где мало кто был. Зато по «Золотому кольцу» с удовольствием путешествуют китайцы, которые в избытке заполнили туррынок и заметно подняли спрос и цену на маршрут.

Надеемся, что в ближайшие годы маршрут «Золотое кольцо» ожидают только приятные перемены, и поток людей в старинные города Подмосковья будет расти. По крайней мере все предпосылки к этому уже есть. На увеличение туристической привлекательности направлены проекты строительства пешеходных маршрутов, которые реализуются в Сергиевом Посаде и Хотькове. Специально для путешественников по четырём направлениям, включая Ярославское направление, РЖД запустило туристический экспресс. В такой инфраструктурной «огранке» «Золотое кольцо» засверкает по-новому, так что даже бывалым туристам захочется посетить старинные города вновь.