В выставочных залах главного корпуса Сергиево-Посадского музея-заповедника представлена необычная выставка «Искусство реставрации».

192 экспоната знакомят зрителя с работой отдела научной реставрации музея. Об одном из этих экспонатов, иконе «Богоматерь Владимирская» начала XV века, хочется рассказать отдельно.

Небольшую по размеру икону реставрировал Е. И. Брягин в 1919 году. Согласно применявшейся тогда методике раскрытия, от поздних записей и потемневшей олифы освобождали только не закрытую окладом живописную поверхность.

Происхождение иконы обычно связывают с кругом великого иконописца Андрея Рублёва. В начале 2010 года икона была представлена на выставке «Святая Русь» в Лувре, а затем на юбилейной выставке «Андрей Рублёв. Подвиг иконописания» в Третьяковской галерее.

Для подготовки к этим выставкам иконе потребовалась современная реставрация. В 2009 году был впервые снят золочёный оклад, закреплённый тонкими коваными серебряными гвоздиками (состав металла крепёжных гвоздиков определила экспертиза Пробирной палаты). Помимо обычных разрушений левкаса и красочного слоя, на живописной поверхности были обнаружены разбитые фигурки святых из какого-то тёмного состава.

Очень осторожно фрагменты фигурок были возвращены в углубления оклада с оборотной стороны. После укрепления левкаса и красочного слоя иконы, а также склейки треснувшей основы была удалена потемневшая олифа и поздние поновительские вставки.

Реставрацию «сорочки» (ткани, которая закрывает оборот иконы) выполнила художник-реставратор тканей Н. Н. Шелонникова. Реставрацию древней золотой цаты провёл художник-реставратор металла П. Н. Котельников (восстановлением красочного слоя занималась художник-реставратор О. Б. Куцель — прим. ред.)

Можно предположить, что теперь мы видим древнюю икону такой, какой её видели современники.

Л. М. Воронцова, директор филиала «Ризница Троице-Сергиевой лавры», провела большую исследовательскую работу по атрибуции иконы и очень убедительно связывает её происхождение с именем Юрия Дмитриевича Звенигородского, сына Дмитрия Донского.

Она пишет: «Известно, что князь Юрий Дмитриевич был просвещённым человеком и покровительствовал искусствам: занимался строительством храмов, привлекал известных иконописцев и книжников. После смерти князь Юрий Дмитриевич оставил своим сыновьям помимо прочего «...три иконы, окованные золотом, три пояса и блюдо большое двухколечное». Драгоценная икона «Богоматерь Владимирская» в среброзолочёном окладе с золотым прикладом вполне могла входить в число родового имущества княжеской семьи».

 

Зав. отделом реставрации СПГИХМЗ Ольга Куцель