В Сергиевом Посаде завершился театральный фестиваль «У Троицы». В цифрах это выглядит так — 9 дней, 17 спектаклей, 4 страны и 16 городов-участников, 3 сцены и 2 творческие встречи.

Не поддаются подсчёту эмоции зрителей, качество работ, важность советов, которые участники получили от профессионалов, а также то, насколько наш город становится всё более заметным на театральной карте России.

Организатор фестиваля — сергиевопосадский «Театральный ковчег», помощь оказали администрация Сергиева Посада и Министерство культуры Московской области. В жюри вошли профессор РИТИ (ГИТИС) Нина Шалимова (председатель), народный артист России Станислав Железкин и кандидат искусствоведения, редактор журнала «Вопросы театра» Марина Тимашева.

Гран-при получил «Василий Тёркин» — «такой, каким его написал Твардовский», как отозвалась позже о спектакле Марина Тимашева.

Лучший спектакль — «Василий Тёркин», Архангельский театр драмы имени М. В. Ломоносова.

Лучшая режиссура — «Достиг я высшей власти... Картины смутных времён», режиссёр Вячеслав Смирнов, «Театральный ковчег», Сергиев Посад.

Лучшая мужская роль — заслуженный артист России Владимир Кустарников за исполнение роли царя Фёдора Иоанновича, спектакль «Царь Фёдор Иоаннович», Ульяновский драматический театр имени И. А. Гончарова.

Лучший актёрский дуэт — народная артистка России Лилия Сергеева и народная артистка России Любовь Лушечкина, спектакль «Семейное счастье», Новгородский академический театр имени Ф. М. Достоевского.

Лучший актёрский ансамбль — «Слон», Государственный академический театр драмы имени В. Савина, Сыктывкар, Республика Коми.

Приз за художественно-образное решение спектакля — «Матросская тишина», Независимый израильский мультикультурный театральный проект, Тель-Авив.

Приз зрительских симпатий — «На стыке времён», Владимирский академический областной драматический театр.

Специальный приз жюри за глубокое сценическое прочтение — спектакль «Бесы. Сценические опыты. Часть III», Новый художественный театр, Челябинск.

Специальный приз комиссии по историко-культурному наследию и гражданскому обществу России партии «Единая Россия» — «Шагал… Шагал», Национальный академический драматический театр имени Якуба Коласа (Витебск, Республика Беларусь).

 

«Царь Фёдор Иоаннович»

В день закрытия фестиваля «У Троицы» представили вторую часть драматической трилогии Алексея Толстого «Царь Фёдор Иоаннович». К слову, именно эту пьесу автор любил сильнее всего.

Открывается занавес, и мы отправляемся прямиком в XVI век. Перед нашим взором предстаёт царь Фёдор.

 

Многие из нас, услышав слово «царь», привыкли представлять грозного могучего мужчину. Но Фёдор Блаженный далёк от этого образа: он с детства был слаб здоровьем, кроток нравом, да и самостоятельно управлять государством не мог.

В регентском совете, назначенном Иваном IV (Грозным), было четыре человека (Иван Мстиславский, Иван Шуйский, Богдан Бельский, Никита Захарьин-Юрьев), Бориса Годунова среди них не оказалось.

Женой царя Фёдора была сестра Бориса, Ирина Годунова. Противники Годунова считали, что он держится у власти во многом благодаря браку сестры с царём, поэтому Иван Шуйский собирался отправить Ирину в монастырь, а Фёдору сосватать княжну Мстиславскую, свою племянницу. Годунов узнал о замысле Шуйского и поспособствовал его отправлению в тюрьму, где тот в скором времени удавился… Занавес…

Итог — узнать историю своей страны можно и из учебника, но, рассказанная с театральных подмостков, она увлекает тебя гораздо сильней.

Анастасия Буженица

 

«Достиг я высшей власти...»

«Достиг я высшей власти… Картины смутных времён» — спектакль о Руси времён Бориса Годунова, об искушении властью и опасности безвластия. В основе постановки лежат тексты Пушкина, Островского и летописца Авраамия Палицына.

 

Это первый из трёх спектаклей «Театрального ковчега», созданных при поддержке федеральной программы развития малых театров. Программа, предложенная «Единой Россией», действует в 56 регионах страны, а сергиевопосадский коллектив стал одним из двенадцати подмосковных театров, включённых в список. Он получил грант в 3,5 миллиона рублей и смог привлечь к работе одних из лучших российских театральных художников по костюмам.

Оригинальные декорации и костюмы эпохи Годунова разработал известный в театральном мире художник-постановщик из Санкт-Петербурга Кирилл Пискунов — номинант престижных театральных премий «Золотой софит» и «Золотая маска». Там же, в петербургских мастерских, они были изготовлены.

Важно и то, что это первый спектакль театра, посвящённый исторической личности, напрямую связанной с нашим городом. Царь Борис совершал дары Лавре, один из колоколов носил его имя, и поныне семейство Годунова покоится в усыпальнице на территории монастыря.

 

«Шагал… Шагал»

На этом фестивале «У Троицы» со сцены звучала не только русская речь. Из Израиля в Сергиев Посад приехал театральный проект из Тель-Авива, и «Матросская тишина» Галича в их трактовке шла на иврите — с переводом в виде бегущей строки на экране.

Но в случае с этим спектаклем и подстрочник не понадобился. Если зрители понимали и не все слова на белорусском, то сюжет в любом случае читался однозначно.

 

С родины Марка Шагала приехал спектакль «Шагал… Шагал». Постановка не покидает репертуар театра более пятнадцати лет, и за это время она побывала во многих странах Европы, и повсюду имела успех — например, год спустя, в начале 2000-х взяла гран-при на престижном Эдинбургском фестивале.

Жизнь на стыке двух культур — белорусской и еврейской, отъезд на учёбу в Европу, стремление вырваться и тяжёлое расставание с семьёй и родным городом, появление «красных», не вписывающихся в палитру Шагала, — из этого соткана канва спектакля. А насыщают её детали: макет старого Витебска, который, разобранный по домикам, оживает огоньками в руках актёров, ритмичные удары, напоминающие пульс, и слова — «Я бродил по улицам, я искал, я просил: «Боже, ты, спрятанный в облаках или за домом портного, сделай так, чтобы раскрылась моя душа, уединённая душа мальчика-лепетуна, укажи мне, Боже, мой путь. Я не хочу быть как другие, я хочу видеть новый мир».