Самое страшное и депрессивное произведение Салтыкова-Щедрина, поставленное «Театральным ковчегом», произвело фурор среди местных ценителей искусства.

 

«Мы устали от комедий и низкопробных несмешных репризок!» – один из лейтмотивов, звучащий из уст современного театрала. Больно увлеклись, по мнению критически настроенного зрителя, режиссёры-постановщики жанрами, необременительными для души и ума, превратив театр из искусства в индустрию развлечения...

Хотели драматизма? Получите! Олег Нагорничных и его труппа выдали нечто, заставляющее гримасы замирать, волосы вставать дыбом, а душу выворачиваться наизнанку. Два с лишним часа публика наблюдала за драмой Иудушки Головлёва и его семейства в гробовой тишине, вцепившись в подлокотники и сумки... Было страшно, без преувеличений. Хотя кого сейчас и чем напугаешь? Заморского душегуба Фредди Крюгера уже не боятся даже детсадовцы, киношного гоголевского Вия тоже. А Салтыков-Щедрин смог! Своей реалистичностью без намёка на мистицизм.

Типичную мольеровскую драму головлёвского гнезда переживает современный подмосковный мещанин. Увлекаясь дележом наследства и объегориванием собственной родни, мы остаёмся у разбитого корыта – одни, без родительского благословения, детского смеха в доставшейся неправедным путём «трёшке». Нам страшно потому, что в каждой второй семье есть свой Иудушка с повадками Порфирия Владимировича Головлёва. А если нет – то среди близких знакомых есть такой персонаж. Если кому-то сильно повезло и в близком кругу таких не нашлось, радоваться всё равно не стоит. Быть может тот самый Иудушка – это вы сами. И тем страшнее и невыносимее.

2 часа 30 минут крайне полезного морального испытания для зрителя… А актёрскому составу каково: пропускать через себя литературный аналог картины «Крик» Эдварда Мунка десятки раз? Невольно поверишь, что которые роли и образы отнимают у артиста несколько лет жизни своей надрывностью. Основной удар на себя приняла, безусловно, Марина Петухова, полностью перевоплотившись в упыреватую сквалыжную старуху Головлёву, на лице которой не промелькнуло ни единой позитивной эмоции. Её приветствовали криком «Браво!» Сам Иудушка – он же Сергей Недугов – получился злодеем ярким и концентрированным, но не приторным. Тем и подкупил. Интересно интерпретирован образ покойного отца семейства – Владимира Головлёва. Владимир Шелехин в духе Петра Мамонова нагонял атмосферу бесноватости – отнюдь не лишнюю.

Расходились зрители также в гробовой тишине. Быстро переключиться на новые смартфоны, скидки в гипермаркетах и невыученную алгебру сына не получалось. Увиденное необходимо было переварить. Может быть, даже несколько часов. Отвыкли мы от настоящих драм.

 

Сергей Рунько