Старинный обычай разыгрывать друг друга 1 апреля до сих пор в ходу. Желая знать, откуда пошёл этот обычай и с чем он связан, мы обращаемся к интернету. Сайтов об истории праздника 1 апреля предостаточно; правда, создаётся впечатление, что все эти сайты просто-напросто повторяют друг друга. Тем больший интерес представляет статья Д. Бухарева «Обычай обманывать друг друга 1-го апреля», опубликованная в газете «Московские епархиальные ведомости» 1879 году, задолго до появления интернета. Здесь она приводится с незначительными сокращениями.

 

Обычай обманывать друг друга 1 апреля заметно с каждым годом всё более и более распространяется у нас. При виде сего обычая, вероятно, у многих, подобно нам, рождалась мысль, откуда и с чего взялся он и насколько противоречит духу христианской нравственности. Относительно происхождения обычая нам думалось, не достался ли он нам в наследство, подобно некоторым обычаям, от предков язычников. Но между обычаями наших предков не находишь подобного. На днях нам пришлось прочитать желаемое объяснение обычая обманывать других 1 апреля. Вот буквально это объяснение.

Обычай обманывать друг друга первого апреля существует в Германии, Англии, Дании, Швеции, Нидерландах, Франции. В Англии первый день апреля называется «днём всех дураков»; в Германии существует пословица о том, что первого апреля дурака можно посылать куда угодно; фламандцы называют первое апреля днём посылок; датчане характеризуют шутки и обманы первого апреля выражением «посылать в апрель». Общий характер шуток первого апреля состоит, таким образом, не в одном желании обмануть во что бы то ни стало, но в стремлении заставить человека понапрасну сходить или сбегать куда-нибудь.

В Англии один из самых употребительных видов апрельской шутки заключается в том, чтоб упросить кого-либо передать другому письмо, в котором написано: «Первого апреля гони дурака милею дальше». В Берлине посылают в лавку или в аптеку купить «комаринского жира», «кирпичного масла», «литого песку» и т. д., и если дети, которым обыкновенно дается такое поручение, принимают его серьёзно, то удавшаяся шутка обнаруживается восклицанием: «Aprilnarr!» Такого же рода поручения даются детям и прислуге в низших классах фламандского населения Бельгии, но для завершения шутки лицу, отправляющемуся исполнить какое-либо невозможное поручение, прикладывают сзади бумажный хвост, записку, и т. д.

В обманах «первого апреля» некоторые хотели видеть символическое изображение той непостоянной погоды, которая составляет исконную принадлежность этого месяца; но наиболее верное объяснение «первого апреля» заключается, по-видимому, в том, что обычай обманывать в этот день перешёл в Европу из Индии, где с незапамятных времён существует обыкновение всячески дурачить друг друга в последний день праздника Гули, соответствующий нашему 31 числу марта.

 

Статья Д. Бухарева заканчивается следующим умозаключением: ложь противоречит духу христианской нравственности, а потому и ложь в шутку — «всё-таки худое дело». Наконец, сам факт того, что обычай 1 апреля пришёл к нам через Западную Европу, по мнению автора, «рекомендует его не совсем с доброй стороны».