Только что из печати вышла книга, которую в районе прочитают многие. Это дань памяти бойцам Сергиево-Посадского ОМОНа, трагическую дату гибели которых мы ежегодно отмечаем 2 марта. Книга в деталях восстанавливает последний бой отряда на подступах к Грозному.

Надо собраться с духом, чтобы заново окунуться в этот драматический эпизод чеченской войны. Можно только представить, сколько душевных сил потребовалось автору, чтобы восстановить по многочисленным свидетельствам очевидцев всю картину до мельчайших подробностей. Автор книги «Засада» Любовь Маркелова, вдова геройски погибшего полковника милиции Дмитрия Маркелова.

На вопрос, сколько она работала над этой книгой, Любовь Александровна отвечает не раздумывая — пятнадцать лет. Объяснила, как это вышло. Первые полтора года после трагедии, по её словам, казалось, что жизнь остановилась. Друзья, видя, как тяжело она переживает потерю близкого человека, предложили не прятаться от этого жизненного испытания, а напротив — попытаться восстановить все события как единое целое.

Решили, что надо встречаться с очевидцами событий, собирать их наблюдения и рассказы, говорить с родственниками. Пока над этим размышляла, события сами подтолкнули к сбору материалов для будущей книги. Возникли споры о том, почему колонна с подмосковными омоновцами попала под шквальный огонь у блокпоста? Кого следует считать потерпевшими и кто виновен в гибели 17 бойцов?

Информация обрушилась как водопад, прояснялись всё новые и новые подробности. В ходе расследования показания дали 170 участников и свидетелей событий. Любовь Александровна рассказывает, что в её распоряжении в итоге оказалось более 1000 листов протоколов показаний в ходе судебных слушаний. В конце концов все детали боя и предшествующих событий стали складываться в цельную картину.

Спрашиваю автора, что она сама считает самым главным в книге? Любовь Александровна говорит, что для неё было важно реконструировать все события того мартовского дня максимально точно. Каждый факт многократно перепроверяла по свидетельским показаниям, прежде чем добавить новый штрих. Таким путём выяснила для себя, что за пять километров до блокпоста навстречу автоколонне из 11 машин с омоновцами подъехала жёлтая «Нива». Люди в форме чеченской милиции коротко выяснили, кто следует в колонне, и машина, буквально сорвавшись с места, укатила обратно.

Взвод свердловских постовых должен был встретить автоколонну. Уцелевшие позже вспоминали, что именно гонцы на жёлтой «Ниве» сообщили, что к блокпосту приближаются боевики. Позже нашлись неопровержимые свидетельства того, что засада у блокпоста была заранее подготовлена. Огневые точки устроили на нескольких соседних нефтяных вышках, в ближних домах и вдоль дороги с обеих сторон. Километровый бетонный забор трёхметровой высоты в здешней промзоне отлично скрывал такие приготовления.

Колонну омоновцев встретили снайперским огнём по лобовым стёклам машин и ураганным огнём из засады. Очевидцы утверждали, что убийственный перекрёстный обстрел продолжался около 20 минут. В этот короткий промежуток проявился каждый боец отряда. Эти свидетельства очень дороги автору книги. Бойцы рассказывали впоследствии, что командир находился в машине в конце колонны. Огонь из засады здесь был слабее, можно было отлежаться в укрытии. Ехавшие в тех машинах в большинстве своём уцелели. Но полковник Маркелов бросился на выручку ребятам, подсказывал, как действовать, чтобы уйти из огненного перекрестья. Он оставался командиром отряда до тех пор, пока пуля не сразила.

Геройски погиб прапорщик Сергей Клишин, и это тоже запомнили участники боя. Ему удалось найти защищённый участок, куда не доставали пули. Но он увидел рядом бойца, у которого были перебиты руки и ноги, он ничего не мог сделать и истекал кровью. Пуля настигла Сергея, когда он спасал друга.

Самое удивительное, что для автора книги при реконструкции событий оказалось не менее важно доискаться до справедливости в отношении свердловских постовых. Именно их обвиняли в «дружественном огне» по колонне с омоновцами. Но из многочисленных свидетельств стало ясно, что и по свердловчанам вёлся прицельный огонь из засады.

Они потеряли половину взвода, а оставшиеся восемь постовых никак не могли вести бой ещё в течение четырёх часов, несмотря на то что через полчаса после нападения на выручку прибыло подкрепление из 200 бойцов. Только с заранее подготовленных позиций можно было так методично расстреливать омоновскую колонну и прибывшее затем подкрепление. Любовь Маркелова считает принципиально важным, что суды по итогам длительных разбирательств признали свердловчан потерпевшими в том бою.

Начав разбираться в трагической истории гибели сергиевопосадских омоновцев, автор доводит своё расследование до логического финала. Находит официальное подтверждение тому, что банда боевиков, устроившая западню у блокпоста под Грозным, была впоследствии уничтожена.

В честь командира отряда Дмитрия Маркелова жители станицы Шелкозаводской через 40 дней назвали улицу своего селения его именем. Сельчане не раз принимали у себя командированных омоновцев и благодарны за их помощь. В книге использованы 195 фотографий, есть среди них и снимок улицы, которая носит имя милиционера из Сергиева Посада.