Вероятно, это одна из самых больших загадок минувших реформ. После всего, что выпало на долю сельского хозяйства, практически в разгар нынешнего экономического кризиса АПК — одна из немногих отраслей, которая по статистике показывает заметный рост. В районном сельхозуправлении сегодня насчитывают полтора десятка крупных хозяйств, работающих с прибылью, и около 30 стабильных крестьянских подворий. Мы расскажем о фермере, который с тяжелейших 90-х годов работает на земле. Он на себе испытал все проблемы этого периода, несколько раз его ферма меняла адрес. Но профессию не бросил, основал семейное дело, даёт работу нескольким семьям, реализует продукцию со своей фермы, создаёт рабочие места. Это единственный овцевод в районе, глава семейной фермы Магомедсалам Магомедов.

Мобильный фермер
Представляя главу крестьянского подворья, надо бы назвать деревенский адрес. Но с этим-то и сложности. Ферма Магомедова переезжала четыре раза за 15 лет, что он живёт и работает в Сергиево-Посадском районе. И сегодня хозяйство базируется на нескольких площадках. Когда-то потомственный животновод начинал своё дело на арендованной площадке в Учхозе Сергиево-Посадского аграрного колледжа. Вспоминает, что при тогдашнем руководителе Валентине Ежовой опытное учебное хозяйство и частная ферма были партнёрами и добрыми соседями. Но пришло время приватизации, фермеру пришлось искать новое место для своего подворья.
Площадка нашлась в пригородной “Заре” в Мишутине. Хозяйство обанкротилось и спускало с молотка всё своё производственное добро. Один из опустевших коровников стал овечьей кошарой. На крутом склоне у деревни Крапивино можно было наблюдать почти кавказский пейзаж — овечье стадо на холмистом пастбище.
Но и этот адрес оказался неокончательным. Остатки хозяйства приобрёл новый собственник, который возобновил молочную специфику “Зари”. Инвестор приобрёл уже две сотни дойных коров, купил тракторы, заготавливает корма. Ожила молочная ферма, уже и молоком торгует в округе. А самым подходящим животноводческим двором для возрождающегося хозяйства оказался тот, который арендовал фермер-овцевод.
Магомедсалам грустно улыбается: вот, дескать, как судьба распорядилась. Сберёг скотный двор хозяйству, пока оно было в разрухе, инвестору сегодня меньше хлопот с восстановлением производственного помещения. А малой ферме опять пришлось искать новый “причал”. Хорошо, что наученный предыдущим опытом фермер купил в своё время у разорившегося хозяйства клочок земли в десять соток с каким-то заброшенным строением. Вот на этот “островок” и перебралось подворье. Мини-ферму у деревни Мишутино надо увидеть своими глазами, чтобы понять, какие подвиги совершают люди.
Маленький Кавказ в Мишутине
Пройдёшь мимо такого участка — и не обратишь внимание. Обычная деревенская усадьба с жилым срубом и дворовыми хозяйскими постройками. Тем удивительней было обнаружить здесь просторную кошару с выгулом на заднем дворе. Это же надо было так ювелирно разместить на малом и не особенно удобном участке целое сельское производство! Содержится семейная ферма так, что мы обошли овечьи загоны, не испачкав обуви и даже не ощутив стойкого духа скотного двора.
— Опыт — великое дело, — говорит хозяин. — Не первый раз переезжаем. Научились, как кочевники, заново разворачивать хозяйство на новом месте.
На ферме сейчас 40 голов породистых овец. Это скрещенная разновидность мериносов и эдильбаев — овцы породы жирохвостик. Каждый год глава хозяйства привозит от 500 до 1000 ягнят из родных мест в предгорном Сергокалинском районе Дагестана. Вся родня во главе с отцом Магомедсалама тоже занимается овцеводством. Всех откормленных овец ферма продаёт в районе. Баранина от кавказских законодателей отрасли пользуется устойчивым спросом.
Озираемся по сторонам: где же пасётся овечье стадо? С обеих сторон от фермерской скромной делянки полоски луга. Так и есть, это миниатюрные пастбища подворья. У соседних участков есть владельцы, которые разрешают использовать землю для выгула животных. Из техники на ферме грузовичок Магомедсалама для доставки молодняка и трактор младшего брата Камиля, который тоже занимается разведением скота.
У фермы есть отделения рядом с деревней Иудино, в Селковской округе, в других местах. На одном участке на откорме два десятка бычков, был период, когда держали стадо дойных коров, есть делянки для заготовки сочных кормов. Не слишком ли получается сложный производственный алгоритм, спрашиваем у главы семейной фермы. Магомедсалам говорит, что с удовольствием обменял бы эти удалённые друг от друга арендованные участки на одно общее подворье. Говорит, что сейчас владельцы готовы отдавать свои пустующие поля в аренду фермерам, только бы земля обрабатывалась. По новому закону неиспользуемые по назначению сельхозземли у собственника могут изъять. Фермеров забросали предложениями об аренде земли. Магомедсалам эту временную возможность использует. Но его давняя мечта — обрести подворье, с которого не придётся опять

Фермер уже четыре года просит выделить участок под серьёзную производственную программу. Готов ещё раз переехать и своими силами поставить новую кошару. Подсчитал, что может в несколько раз увеличить поголовье овец, ресурса у кавказских поставщиков для этого достаточно. Хотел бы снова держать молочное стадо породистых айрширских бурёнок, которые дают молоко уникальной жирности. Есть планы самостоятельно заготавливать корма для своей скотины, в районе можно убирать несколько урожаев кормовых культур.
Сейчас безземельной ферме приходится закупать на корма сено и зернофураж. Хорошо, что урожай зерна в этом году отличный, цена на фураж снизилась почти вдвое. Фермер скоро отправится на своём грузовичке в Рязань за пшеницей. А ведь можно и своими силами делать запас кормов, если у фермы есть земля. Магомедсалам говорит, что ему становится не по себе, когда видит зарастающие лесом поля и дачные посёлки на лучших пахотных землях. Он-то знает, что это упущенная прибыль для развития хозяйств и потеря заработка для сельских тружеников.
В самые трудные для села 90-е годы он был директором колхоза в Дагестане. Провёл там хозяйственную реформу, выделил колхозникам землю и скотину, чтобы каждая семья заботилась о своём участке работы. Говорят, там и сегодня работают по когда-то внедрённому принципу семейных ферм. Сам Магомедсалам расположился к Подмосковью, переехал в своё время именно в Сергиево-Посадский район. Эти места стали для горца родными.
Говорит, что его и европейскими коврижками из России не сманишь. Здесь его жизнь, большая семья и настоящая мужская работа. В районном сельхозуправлении такую преданность земле и профессии ценят. Как мы узнали от руководителя сельхозуправления Ивана Кончакова, семейную ферму Магомедовых планируют выдвинуть кандидатом на областной сельскохозяйственный грант. В районе по областной программе уже работает малая животноводческая ферма, список планируют расширить овцеводческим проектом.
Сегодня на мишутинском подворье вместе с Магомедсаламом работают его жена, сын — профессиональный телеоператор, дочь — специалист по налогообложению. При этом все считают ферму главным капиталом семьи. Ферма кормит сегодня пять семей, предлагает на фермерский рынок района мясо, молоко, а также сыры и брынзу собственного приготовления. Прибавка в объёмах и рабочих местах была бы значительней, если бы семейное подворье получило возможность для развития. Мишутинскому участку фермы тогда бы выпала новая перспективная роль. Здесь мог бы появиться малый молочный цех по производству, в том числе эксклюзивных продуктов по кавказским рецептам.
Фото Сергея Семенькова






