Ровно 35 лет назад в Загорске в разгар перестроечного бебибума на Скобяном посёлке был открыт детский сад № 38 «Журавушка», рассчитанный на десять групп малышей. За это время садик обзавёлся собственными традициями, пережил смену «шефа», перейдя из-под крыла завода «Звезда» в ведение муниципалитета, не без труда прожил непростые 90-е, сумев сохранить коллектив и внедрить самобытные методики воспитания новых поколений.
Далёкое и близкое
«Любовь и уважение к истории родной страны начинаются не с зазубривания гимна, цветов флага и фамилий первых лиц государства. Они прививаются совершенно иначе», — начинает свой рассказ об уроках нравственно-патриотического воспитания Татьяна Цветкова, старший воспитатель и педагог с 46-летним стажем. Формирование самосознания идёт поступательно. Начинается всё с любви к маме и её колыбельной, потом пробуждаются чувства к народной игрушке, к детскому саду, за которыми следует родной город и большая страна. В подготовительной группе дети знают и текст гимна, и государственные символы.
В садике работает полноценный музей — мост между поколениями прапрабабушек и праправнуков. Экспозиция знакомит дошколят с бытом русского народа. Начиналось всё с музея русской игрушки: дымковская, филимоновская, богородская, матрёшки всех разновидностей и, конечно же, гжель. После родилась идея познакомить детей с бытом русского народа — воспитатели и родители собирали экспонаты по деревням. Так появилась деревенская горница с прялками, чугунками, утюгами, ухватом, кочергой, деревянными ложками, глиняными чашками и керосиновой лампой.
Воспитанники «Журавушки», в отличие от многих сверстников, знают, что такое колодец с «журавлём», и могут отличить ушат от кадушки. Смотрительницы музея — две Ирины с фамилиями Тычкова и Козлова — уверены, что без понимания прошлого и настоящего с ранних лет невозможно построить будущее.
Дружба — это про всех нас
Детский сад «Журавушка» соседствует с центром «Оптимист», где проходят реабилитацию дети со сложными ментальными нарушениями, расстройствами аутистического спектра, синдромом Дауна и подобными заболеваниями. Учреждения разделяет высокий прозрачный непреодолимый забор, но педагогические коллективы связывает давняя и крепкая профессиональная дружба.
«Почему мы не пытаемся подружиться с ними?» — задалась однажды вопросом воспитатель Людмила Кузьмина. Так родилась идея знакомства воспитанников. Творческий коллектив дошколят с номерами отправился в гости к ребятам из коррекционной группы. Сначала и те, и другие вели себя настороженно, но всё закончилось «хороводом дружбы», в котором участвовали обе группы детей. Цель мероприятия сколь проста, столь и человечна — морально подготовить дошкольников к совместному обучению в школе в одних классах с детьми с ОВЗ, а также познакомить с самим пониманием волонтёрства.
«Это был первый шаг, мы прекрасно понимаем, что, если мы остановимся, наш труд будет напрасным. Так что эту практику решено повторять раз за разом. Это полезно не только для детей, но и для нас», — рассказывает Людмила Кузьмина.
Помимо педагогических задач, с помощью таких контактов воспитатели решают ещё и прикладные — учатся работать с ментально сложными детьми, которые приходят в обычные группы и требуют особого подхода.
Слеза солдата
Урок истории Отечества для дошкольника особенно качественный — весьма специфический жанр. Как рассказать пятилетнему ребёнку про День Победы? Как объяснить, что такое фашизм? Лет 20-30 назад многое было понятно по умолчанию, если сидишь за одним столом с бодрыми ветеранами. Сегодня передать бесценные знания кратно сложнее. Есть образ грозного врага. Есть героический народ, принявший бой задолго до того, как родились бабушки и дедушки.
Есть радость Победы и её осязаемый символ — цветущая сирень. Но невозможно вести полноценное патриотическое воспитание исключительно с опорой на историю в отрыве от контекста современности. Так родилась идея посетить с концертными номерами, пирожками и детскими поделками Центр имени Мещерякова, где проходят реабилитацию раненые бойцы СВО.
Компанию детсадовцам составили ребята из школы № 16. «Мы долго продумывали программу, настраивали музыку, чтобы избежать излишне громких звуков. Колебались по поводу содержания — нужна ли военная патриотическая тематика или наоборот, сугубо детские песни о мире, нужен ли брейкданс или это будет неуместно в контексте бойцов без конечностей», — вспоминает Людмила Кузьмина.
В итоге концерт был проведён с минимальной самоцензурой и прошёл на ура. Вот так отозвался о нём Павел Епихин, боец на реабилитации, активно ведущий соцсети: «Сразу вспоминаешь своё детство, когда перед каким-то важным событием переживаешь. Эх, кто ж знал тогда, о чём нам доведётся переживать в этой жизни. А после ещё и подарили нам подарки — рисунки, свежие булочки и сладкие конфетки. Это было так трогательно и вкусно, а мы-то не подготовились... В ответ ничего не подарили. Не знали, что они приедут». Складывается стойкое ощущение, что эти уроки милосердия и дети, и солдаты запомнят надолго.
Сергей Рунько
Фото: Алёна Рунько
Светлана Бодрягина, руководитель дошкольного отделения № 1 средней школы № 16
«Наш детский сад открывали в 1990 году заведующая Ольга Александровна Александрова, завхоз Надежда Александровна Михайлова и старший воспитатель Любовь Николаевна Кубышкина. Эти люди дали нашему детскому саду название «Журавушка», вложили очень много души, умели договариваться, создали атмосферу и уют. В 1994-м сад стал муниципальным. Пришёл новый руководитель — Ольга Ивановна Ткачук. Она набирала творческий коллектив, который составил костяк на долгие годы. С 2000-го этим детским садом руковожу я, продолжая традиции прошлых руководителей. У нас относительно молодой коллектив, который учится, развивается и стремится работать. Хочу поздравить всех коллег, родителей и воспитанников с наступающим 35-летием нашего любимого садика»







