Паллиативный пациент — пожалуй, один из самых страшных терминов, которые может услышать человек. По сути, он означает, что надежды на выздоровление нет. И тогда в борьбу за облегчение человеческих страданий вступают врачи. В Сергиево-Посадском округе работают три специалиста паллиативной помощи и 16 медсестёр, при этом на учёте состоит порядка 700 жителей округа. Как устроена паллиативная служба округа, что делать, когда человек становится паллиативным пациентом и как вообще принять страшный диагноз? Об этом мы поговорили с Екатериной Бороздиной, врачом паллиативной медицинской помощи Сергиево-Посадской больницы.
— Екатерина Александровна, расскажите, что такое в принципе паллиативное отделение? Это вроде хоспиас?
— Нет, хосписа в нашем округе нет. Люди часто пугаются слова «паллиатив», потому что либо не знают значения слова, либо думают о смерти. Если обратиться к справочнику, то мы увидим, что паллиатив — это какое-либо средство, дающее временное облегчение больному, но не излечивающее болезнь. Поясню. Когда болезнь побеждает человека, то есть все методы лечения основной причины заболевания исчерпаны, а человек испытывает тягостные симптомы, связанные непосредственно с заболеванием, тогда своё место занимает паллиативная помощь — симптоматическая борьба с тягостными симптомами, насколько это возможно.
Если мы говорим о пациентах с онкологическими заболеваниями на поздних стадиях, испытывающих болевой синдром, связанный с болезнью, тошноту, рвоту, вызывающие отказ от приёма пищи, одышку, то это повод лечащему врачу не только задуматься о признании пациента паллиативным, но и о госпитализации на паллиативную койку.
Пациенты, не имеющие онкологического диагноза, но, к примеру, перенёсшие тяжёлый инсульт, имеющие хронические заболевания печени, лёгких, не способные себя обслуживать, также могут быть рассмотрены на признание их паллиативными пациентами. Паллиатив — это не смерть, а тяжёлая борьба с тягостными симптомами хронического заболевания, направленная на максимальное, насколько это возможно, облегчение состояния пациента.
— Давайте будем откровенны. Паллиативными признаются те, кто уже обречён?
— Не совсем так. Паллиативный статус не всегда означает, что пациент прикован к постели или находится на грани смерти. Например, возьмём онкологических больных. Они могут получать химиотерапию, которая уже не направлена на лечение основного заболевания, а лишь на борьбу с метастазами. Такие пациенты могут быть включены в регистр паллиативных пациентов. В этом случае медицинская помощь направлена на поддержание качества жизни. Иногда пациенты чередуют курсы химиотерапии и паллиативную помощь, это может происходить несколько раз в год, по мере необходимости.
— Есть ли трудности с обеспечением оборудованием и лекарствами? Всем ли пациентам удаётся своевременно предоставить все необходимое? Говорят, что часто не хватает сильнодействующих наркотических препаратов.
— Раньше были перебои, но сейчас все лекарства предоставляются в полном объёме. Что касается оборудования, то существует утверждённый Минздравом перечень, который закупается при поддержке Минздрава Московской области. Конечно, иногда что-то может отсутствовать. Поэтому я не могу утверждать, что мы можем обеспечить всех и всем.
— Как происходит признание пациента паллиативным?
— На врачебной комиссии.
— Как попасть на эту комиссию?
— Нужно обратиться к своему лечащему врачу по основному заболеванию, либо это могут сделать родственники. Врач направит на комиссию, которая примет решение.
— У многих дома лежачие больные. Если их признают паллиативными, они будут получать помощь до конца жизни, к ним будут приходить врачи и медсестры, помогать с уходом?
— Нет, с уходом помогают только в отделении. Дома пациенты находятся под наблюдением врачей: визиты по плану, обучение уходу за пациентом и применении медицинского оборудования. Уход родственники обеспечивают своими силами. Обратите внимание, не каждый лежачий больной — паллиативный, и не каждый паллиативный — лежачий. Всё индивидуально.
— Сколько времени пациент может находиться в отделении? До конца жизни?
— Нет, до конца жизни — это условия хосписа. Паллиативные койки или отделения сестринского ухода — это максимум три недели. Затем пациента забирают домой или устраивают в пансионат, это зависит от возможностей родственников. Нужно быть готовыми к тому, что уход придётся обеспечивать самостоятельно или с помощью наёмного персонала.
Мы часто сталкиваемся с тем, что родственники в панике, им страшно. Поэтому пациентов переводят либо в сестринский уход (если требуется только надзор), либо к нам (если нужны какие-то медицинские манипуляции). Повторюсь, каждый пациент индивидуален, нельзя всех под одну гребёнку.
Если родственники говорят: «Мы хотим забрать пациента домой, но боимся не справиться», мы обучаем их на месте, как и что делать.
— Давайте вернёмся к морально непростому вопросу. Был ли у вас хоть один пациент, который выздоровел?
— Нет, но на семинарах нам рассказывали об одном таком случае в соседнем округе. В целом, одним из показателей, по которым пациента признают паллиативным, является срок дожития около года.
— То есть, если говорить прямо, вы работаете с теми, кто так или иначе доживает свои дни. Как вам лично удаётся при этом не впадать, скажем так, в уныние? Что помогает?
— Семья. Мама, муж, сын — в них моя сила. Вообще, многое зависит от семьи. И конечно, я радуюсь, когда удаётся облегчить страдания пациента. Пусть не излечить, но хотя бы облегчить. Это не большая, но победа. Ведь счастье — оно в мелочах. Да, бывает тяжело, когда видишь, как плохо близким пациентов. И здесь остаётся лишь принять ситуацию, набраться сил и терпения.
Бывает, что человек внезапно становится нашим пациентом — например, из-за инсультов или инфарктов, которые сейчас помолодели. Тогда родственники просто отказываются верить, и приходится откровенно с ними разговаривать, открывать глаза на реальность. Иногда с ними работает наш медицинский психолог, когда наши доводы не достигают цели.
Вообще, прогноз состояния во многом зависит от человечности родственников, и близким важно сохранять оптимистичный настрой. Это тоже решающий момент
Все мы всегда опираемся на семью — там сила. Хотелось ли мне уйти из профессии? Я вам так скажу: человек может уйти из медицины, а медицина из человека — никогда.
В службу паллиативной медицинской помощи Сергиево-Посадского округа входят:
- Амбулаторный приём: кабинет расположен в районной поликлинике на первом этаже, номер кабинета 102.
- Выездная служба паллиативной медицинской помощи: создана для динамического наблюдения паллиативных пациентов.
- Паллиативные койки на базе онкологического отделения созданы для наблюдения и контроля за пациентами в круглосуточном режиме.
- Отделение сестринского ухода в Краснозаводске, в дальнейшем планируется перевод отделения в онкологический корпус РБ.
Екатерина Белякова







