Вторая половина 2000-х годов для российских городов стала эпохой массового братания с заграницей. В это время немало интересных мест решили объявить себя городами-побратимами Сергиева Посада. Статус, который ни к чему не обязывал, но кое-что открывал, — к примеру, возможность провести совместное мероприятие и как-то разнообразить культурную жизнь. Около 20 лет назад «родственные узы» связали нас с белорусским Слонимом — небольшим, но очень самобытным уездным городом Гродненской области, визит в который можно запланировать любителям путешествий на ближайший отпуск.

Цена самобытности

Слоним никогда не был родиной слонов и мамонтов, как это могло бы показаться. Название города говорит о том, что он заслонял своими стенами западные рубежи Руси. Город древнее Сергиева Посада на 85 лет, по крайней мере, так принято считать. Большую часть своей истории провёл под властью польско-литовских королей. Самый почитаемый исторический деятель — Лев Сапега — польский магнат XVI–XVII веков. Для Слонима и западной Беларуси он законотворец, литератор, меценат и поборник мирного сосуществования религий. Для нас — сергиевопосадцев — один из организаторов польской интервенции, окончившейся осадой Троицкого монастыря.

Город пережил не одно завоевание и не одну смену государственности, что наложило отпечаток на его менталитет. Показательна история местного Троицкого собора — до Брестской унии 1596 года это была православная церковь. Затем она была разобрана и на её месте был построен сначала костёл, затем здесь появился костёл бернардирцев (популярной в Польше ветви католиков), который был преобразован в монастырь, который в 1864 году был упразднён и на этом месте снова появилась православная святыня. Во время диктатуры Пилсудского церковь снова стала католической, а во время Великой Отечественной войны православной…

Почти как дома, но в гостях

Всё-таки не зря мы стали побратимами, как ни крути. Общего у наших городов больше, чем может показаться на первый взгляд. Стоит взглянуть на карту Слонипочтима — сразу увидишь знакомые названия. Центральная улица — Красноармейская, совсем рядом — Карла Маркса. Есть свои Советская, Комсомольская, Кирова, Школьная, Гагарина и даже Новый переулок свой имеется. Есть не Воробьёвка, но Воробьёвичи… и деревня с близким посадскому уху названием Розановщина. И набережная наподобие Келарской, но чуть скромнее. Своей Лавры, как таковой, нет, но нечто близкое имеется — Свято-Успенский Жировичский монастырь — очень значимая для белорусских верующих святыня, построенная вокруг легенды об иконе Богоматери, появившейся на грушевом дереве. Как ни пытались её доставить своему пану местные пастушки, ничего у них не получалось: икона возвращалась на своё место. Пришлось строить церковь на этом месте, которая постепенно выросла в обитель.

В стенах монастыря располагается Минская духовная семинария — главный религиозный вуз Республики Беларусь.

Кому понравится?

Город находится в стороне от основных туристических маршрутов и не входит в список наиболее посещаемых. Любители тихих умиротворённых мест захотят здесь задержаться больше, чем на день.

В городе отсутствует архитектурное доминирование по конфессиональному признаку — католические и православные храмы органично уживаются между собой. Есть и синагога времён войны польской шляхты с Богданом Хмельницким, правда, пока не отреставрированная. Есть свой репертуарный драмтеатр — нехарактерное для города с населением менее 50 тысяч человек явление.

В главном городском ДК параллельно с репетициями вокальных и танцевальных коллективов работает полноценный ресторан — ещё одна традиция, давно утраченная в российских городах. Запасливые хозяйки наведываются в фирменные магазины местного мясокомбината, где встречается откровенная экзотика — тушёнка из зубра (стоит раз в пять дешевле, чем в российских магазинах).

О побратимских отношениях с Сергиевым Посадом жители Слонима не догадываются, поэтому скидок в магазинах на этом основании выпросить не получится.

Как добраться

В Слониме есть железнодорожный вокзал, куда приходят поезда из Минска, Гродно и Витебска.

До Минска — три часа пути (от 300 до 450 российских рублей). До областного центра Гродно — два с половиной (от 280 до 420, но можно доехать и дешевле электричкой). До Витебска подальше — около восьми (от 420 до 6000, если ехать поездом из Санкт-Петербурга).

Автобусное сообщение также есть: из Минска, Гродно и Бреста ходят рейсы по вполне доступным ценам — от 500 до 800 российских рублей.

Если хочешь остаться

Достойное жильё в центре города с расчётом на семью можно приобрести примерно за 2 миллиона рублей. Есть варианты дороже и дешевле, но, в целом, при прочих равных квартиры уступают в цене сергиевопосадским раз в пять. Достойных вакансий, обеспечивающих подмосковный уровень жизни, немного.

Основная масса предполагает вознаграждение 25-35 тысяч рублей. Но если вы кровожадный и готовы забивать скот для мясокомбината, можете пополнить счёт своей банковской карты на сумму до 80 тысяч рублей в месяц.

Сергей Рунько

Фото: Алёна Рунько