В разгар лета, когда природа щедро дарит свои плоды, Православная Церковь призывает верующих на особый духовный путь — Успенский пост. Этот короткий, но строгий пост, длящийся с 14 по 27 августа, готовит нас к одному из самых светлых праздников — Успению Пресвятой Богородицы.

Происхождение Успенского поста

История Успенского поста уходит корнями в глубину веков.

Согласно преданию, этот пост был установлен самими апостолами, которые, собравшись в Иерусалиме для погребения Пресвятой Богородицы, соблюдали строгое воздержание. В еврейской же традиции того времени пост и скорбь были естественным выражением печали по усопшим, но прямых исторических свидетельств о том, что апостольский обычай перешёл в общецерковную практику, не сохранилось.

Празднование Успения Богородицы как церковного торжества известно лишь с VI века. По словам святителя Симеона Солунского, пост перед этим праздником был установлен в память о том, что Сама Божия Матерь, предчувствуя Свою кончину, проводила дни в молитве и воздержании.

Есть мнение, что Петров и Успенский посты некогда составляли единый период воздержания от Пятидесятницы до Успения. Но эта идея не находит подтверждения в древних церковных уставах.

К X-XI векам пост уже широко соблюдался в Византии, хотя его статус оставался неоднозначным. Никон Черногорец, известный церковный деятель XII века, отмечал, что одни христиане строго постились все две недели, другие — лишь последнюю перед праздником, а третьи и вовсе отвергали его необходимость. Патриарх Николай Грамматик и канонист Вальсамон пытались обосновать его древность, ссылаясь на решения Константинопольского собора 1166 года, который уравнял Успенский пост с другими многодневными постами.

Продолжительность поста также вызывала споры. Одни, как Никон Черногорец, настаивали на полных двух неделях воздержания, другие, включая Вальсамона, допускали семидневный пост. Разногласия касались и праздника Преображения (19 августа) — разрешалось ли в этот день ослаблять пост или же он оставался частью общего воздержания.

Окончательно Успенский пост вошёл в церковную практику лишь к XIV-XV векам, хотя к тому времени он уже прочно утвердился в народной практике. Важно обратить внимание на то, что в Древней Руси в эти дни даже запрещались шумные народные гуляния и маскарады — так серьёзно относились наши предки к этому времени духовного сосредоточения.

По своей строгости Успенский пост не уступает Великому. Церковный устав предписывает воздерживаться не только от мясных и молочных продуктов, но и от рыбы, которую разрешается вкушать лишь один раз — в праздник Преображения Господня 19 августа. Однако важно помнить, что пост — это не просто пищевые ограничения. Это прежде всего время усиленной молитвы и доб­рых дел.

Успение Богородицы

В Священном Писании нет подробного рассказа о последних днях жизни Божией Матери после Вознесения Христа. Но Церковь бережно сохранила это предание в трудах святых отцов и древних апокрифах. О Её Успении писал священномученик Дионисий Ареопагит и Мелитон Сардийский. К IV веку упоминания о кончине Девы Марии встречаются у святителя Епифания Кипрского, а к VIII столетию сложились полноценные сказания — например, «Слово Иоанна Богослова на Успение» и проповеди Иоанна Дамаскина.

Согласно преданию, незадолго до Своего ухода из земной жизни Пресвятая Богородица вернулась в Иерусалим. Она часто молилась у Гроба Господня, несмотря на то что враги Христа пытались помешать Ей. Однажды во время молитвы перед Ней предстал Архангел Гавриил и вручил райскую ветвь — знак скорого перехода в вечность.

Узнав о приближающемся Успении, Богородица пожелала проститься с апостолами. И тогда произошло чудо: Святой Дух собрал их со всего мира — даже тех, кто уже отошёл ко Господу, как апостол Павел. В назначенный час, в окружении учеников Христа, Божия Матерь мирно предала душу в руки Своего Сына. Апостолы же стали свидетелями необыкновенного света, затмившего все свечи, — Сам Христос со сонмом ангелов пришёл встретить Её душу.

Последующее погребение в Гефсимании сопровождалось новыми чудесами: невидимая сила защитила шествие от врагов, ослепляя гонителей, а покаявшийся священник Авфония получил исцеление после дерзкой попытки осквернить одр Пресвятой Богородицы. Когда же через три дня апостолы открыли гробницу, тела Богородицы там не оказалось, — Она была взята на Небо не только душой, но и телом. Вечером того же дня явившись ученикам, Пресвятая Дева подтвердила Своё обещание пребывать с христианами во все дни.

Установление праздника Успения стало естественным выражением веры Церкви в особое участие Богоматери в деле спасения. Хотя первые упоминания о его праздновании относятся к V веку в Армении, общецерковное признание он получил лишь к VIII-IX векам, когда император Маврикий официально закрепил за ним дату 15 августа.

Сегодня праздник Успения воспринимается не как день скорби, а как праздник надежды. Он свидетельствует: для верующих во Христа, смерть — это лишь дверь в Царство Небесное. Пример Богоматери, первой после Спасителя преодолевшей тление, даёт каждому христианину несокрушимую уверенность в грядущем воскресении каждого человека.

Священник Александр Гапко, настоятель Сергиевского храма г. Сергиев Посад в мкр Семхоз