Термоабляция узлов щитовидной железы — безоперационный метод лечения этой патологии, который раньше практиковался только в коммерческих медицинских организациях. С недавнего времени сделать такую процедуру можно бесплатно, по направлению лечащего врача-эндокринолога. Это стало возможно благодаря новому проекту Первого Московского государственного медицинского университета им. И. М. Сеченова, где активно работают над тем, чтобы этот вид лечения стал максимально доступным для населения. О том, кому показана термоабляция, а также о её преимуществах перед стандартным хирургическим вмешательством, рассказали врач-хирург, доцент Максим Салиба и врач-эндокринолог, аспирант Сеченовского университета Софья Елизарова.

 

 

Когда «энергостанция» нуждается в спасении

Сегодня заболевания щитовидной железы — это повсеместная проблема, которая особенно остро ощущается в высокотехнологичных и промышленных регионах, и Подмосковье — не исключение. Сергиев Посад является тем округом, где патологии щитовидки становятся наиболее частым поводом для обращения к врачу-эндокринологу.

Щитовидная железа — наш внутренний «энергетический центр», своего рода личная мини-электростанция. Она регулирует метаболизм, поддерживает и стимулирует все обменные процессы в организме. В ответ на стрессы, неблагоприятную экологию, жизнь в повышенном темпе и особенности питания, наша щитовидная железа самоотверженно защищает и поддерживает нас. Но её способность к компенсации не бесконечна. В итоге, самое распространённое заболевание щитовидной железы – это образование узлов.

«Щитовидная железа, подвергаясь стимуляции различных факторов, начинает избыточно формировать фолликулы — структурные единицы щитовидной железы. Это, по сути, можно назвать «стрессовым бочонком», своего рода спасательным кругом. Но в результате этой стимуляции формируется узел. Он не может регрессировать, но при этом синтезировать или не синтезировать гормоны. Иногда возникает «холодный» узел — на УЗИ он выглядит, как чёрное пятно. Либо же, наоборот, узел начинает усиленно вырабатывать гормоны — такое состояние называется тиреотоксикозом, фактически это переизбыток энергии и гормонов», — рассказывает врач-эндокринолог Софья Елизарова.

Наиболее опасными осложнениями являются тиреотоксический криз и последующая кома. Но что также опасно — «бочонок» может переродиться в опухоль. Злокачественную или доброкачественную — кому как повезёт в силу различных факторов

«Если функция щитовидной железы не страдала, мы просто наблюдали, регулярно проводя УЗИ. Если рост был быстрым — 4 мм и более за год, мы направляли к хирургу, проводилась биопсия для исключения онкологии. Если размер узла достигал сантиметра и более, также проводилась биопсия. Нередко выявлялся рак. Единственное лечение в таких случаях — хирургическая операция», — рассказывает врач.

«Не больно»

История Елены Михайловны стандартна. Но она стала первой пациенткой из Сергиево-Посадского городского округа, которой термоабляция была проведена бесплатно и на высшем клиническом уровне.

«О своей проблеме я знала давно. Один узел сильно вырос за последний год. Было принято решение оперироваться, но предложили поехать в Клинический центр Первого Московского государственного медицинского университета имени И. М. Сеченова. Приехала, очень нервничала. Прошла подготовку как к стандартной операции. Честно говоря, сейчас не могу оценить, сколько времени длилась эта процедура — сильно переживала. Но как оказалось, очень зря. Были немного неприятные ощущения лишь в самом конце. Меня задержали в клинике на день для наблюдения, а потом я отправилась домой. Спасибо врачам!» — рассказывает Елена Михайловна, пациентка врача-хирурга Максима Салибы.

Женщина пришла на первый плановый приём после термоабляции, которую ей провели месяц назад. Шея — без малейшего намёка на перенесённую процедуру. Весь процесс проходил буквально под пристальным взором видеокамер — операция проходила в рамках международного обмена опытом.

Месяц назад в Москве состоялась международная научно-практическая конференция «Современные технологии для диагностики и лечения образований щитовидной железы», в рамках которой специалисты Сеченовского университета представили этот вид операции. Абляцию совместно проводили профессор из Кореи и Максим Борисович Салиба. Пациентка на фото — та самая Елена Михайловна, о которой мы рассказывали выше.

«Этот вид вмешательства известен давно, около трёх десятков лет, но успехи в онкологии позволили расширить эту методику, применяя абляцию при других новообразованиях, в том числе и доброкачественных. В рамках сотрудничества с университетом, после предварительной подготовки мы назначили пациентке этот вид лечения и направили на плановую госпитализацию. Процедура производится под местным обезболиванием, под контролем ультразвука. Вводится специальный электрод, или антенна, непосредственно в узел. Под воздействием локального повышения температуры до 60-80 градусов клетки узла разрушаются, и в течение полугода мы наблюдаем за пациентом», — говорит о принципе действия термо­абляции врач-хирург.

Как попасть на операцию? В Сергиевом Посаде — через врача-эндокринолога Софию Елизарову. Врач проведёт осмотр, сбор анамнеза, а далее определит дальнейшую тактику лечения

Евгения Николаева

Фото: Елизавета Гуцева