Татьяна Алексеевна Маврина — художница, чьи работы не только иллюстрировали детские советские книги, но и сохраняли живую память о русской народной культуре и старинных городах. Её яркий, орнаментальный стиль, в котором смешиваются лубок, иконопись и наивная живость, делал образы узнаваемыми. Особое место в её творчестве занимал Сергиев Посад — город с монументальной Троице-Сергиевой лаврой, для которого Татьяна Алексеевна всегда находила свои цветовые решения.
История Лавры и города вполне объясняет восторг многих, кто побывал на Сергиевской земле. Для Татьяны Мавриной Лавра была неисчерпаемым источником форм и настроений. Она приезжала сюда неоднократно из Москвы: впервые — в 1941-м, спасаясь от голода и бомбёжек, и с тех пор возвращалась снова и снова. Её тексты и зарисовки полны любви к праздничной нарядности храмового комплекса. Как она сама писала: «Лавра так причудливо раскрашена, стоит на горке, на полгорке и под горой в овраге, напоминает окские и волжские откосы, она мне нравится больше других старинных городов и монастырей, и я с особым удовольствием рисую её уже много лет подряд». И потом добавляла: «Лучше всего смотреть на монастырь с горы. Каждый раз увидишь по-иному».
Её восприятие не было академическим — это было зрение художника-сказочника. В её записях встречаются меткие, даже местами наивные, образы: о заснеженной Лавре, куполах и крестах, сверкающих на солнце, о башнях, словно богатырях, охраняющих храмовый ансамбль. В дневниковых заметках Татьяна Алексеевна описывает город со свойственной ей метафорой: «Загорск — это древняя Русь. Одна церковка вклинилась в другую, всё сплотилось в гармонический круг. Лавра отовсюду издалека хорошо видна, с какой бы стороны ни приближаться к холму. Она лежит, как остров в море загорских домиков, — «Остров Буян» из пушкинской сказки о царе Салтане. Строения Лавры производят впечатление чего-то языческого, народного. Всё здесь меня настраивает на радостный лад».
Особенно Татьяну Маврину привлекали архитектурные «характеры» башен и церквей: их «обличья», цвета и названия. Одна из её заметок звучит и как этнографическая зарисовка, и как восклицание художника. «Лаврские башни, — писала Татьяна Алексеевна, — увесистые, как у нас в Нижнем Новгороде, но больше разукрашены жгутами, полосами, окошками, с очень красивыми членениями... Названия, как всегда, интересные: Луковая, Пивная, Уточья. Особенно я люблю Пятницкую. Она хорошо вбита в землю, как бочка, обмотана обручами и надёжно держит весь пейзаж: с горы, или с площади, или снизу из оврага».
Её внимание к деталям — к тесноте расположения храмов, к тому, как один «вклинивается» в другой, видно в картинах невооружённым глазом. Именно это наслоение стилей и форм давало Татьяне Мавриной простор для игры с цветом: розовые башни, кирпичный узор, покрашенные ядовитой голубой краской киоски, — всё это превращалось у неё в декоративную ткань городского пейзажа.
Её язык жив и местами фольклорен: «... что и в XVIII веке мог быть ярко-розовый платок на бабе или букет цветов на розовой, как пряник, башне, розовое на розовом...». Она видела в фасадах и крышах целые ансамбли нарядов: «Эти две церковки Пятницкого монастыря стоят, как сестрички в нарядных платьях: у одной красное, выложенное белой тесьмой, у другой белое с красной домотканой вышивкой». А когда она любуется видом со всех сторон, то замечает: «Лавру видно со всех сторон одинаково интересно. Она как бы на острове среди моря домиков, иногда очень замысловатых, с фундаментами иконно-розового цвета, кирпичи с узором, и узор этот называется интересно: «бегунки», «поребрики». И в завершение своего наблюдения констатирует оборонительный, крепостной образ: «Больше всего на крепость Лавра похожа с западной стороны, где на склоне остались ещё каменные укрепления, где она неприступна».
Слова и цитаты Т. А. Мавриной приведены из серии книг «Чудо-города» — «Путешествие с Татьяной Мавриной от Москвы до Волги», Александр Шелудченко.
Эти строки и зарисовки дают возможность понять, почему Сергиев Посад стал для Татьяны Алексеевны Мавриной не просто любимым городом, а источником образов и цветовых решений. Её иллюстрации к народным сказкам, праздничные мотивы, декоративная плотность — всё это насыщено впечатлениями, собранными в Сергиевом Посаде и в других городах от Москвы до Волги.
Елена Бондаренко
Фото: Наталья Майорова
Сейчас в Сергиевом Посаде проходит выставка, посвящённая творчеству Т. А. Мавриной и её связям с городом — «Загорск Т.А.М.» — которая продлится до 14 сентября 2025 года в Главном корпусе Сергиево-Посадского музея-заповедника на пр. Красной Армии, д. 144







