Премьер-министр Михаил Мишустин запретил россиянам держать в домашних условиях более 120 видов диких животных. Опасных и не только. Документ, опубликованный на Правовом портале 8 мая, вызвал бурную дискуссию у любителей экзотики. Юридическую силу распоряжение обретёт 1 сентября.

В первую когорту запрещённой фауны попали разнообразные кобры с гадюками. Едва ли по этому поводу кому-то нужны обоснования. Любой побег «ползучей гадины» из квартиры через канализацию чреват летальным исходом для соседа. Той же логикой, судя по всему, руководствовались, запрещая разводить скорпионов и пауков, включая чёрную вдову и тарантулов.

В чёрном списке государства находятся не только те, кто брызгает ядом, но и просто больно кусаются — крокодилы и акулы. Если у вас есть возможность соорудить бассейн с этими обитателями, от этих планов также придётся отказаться.

Существенно сузился творческий простор для «кошатников» и «собаководов». Под запрет попали тигры, львы, леопарды, гепарды, рыси и пумы. Никаких волков, лисиц и гиен с шакалами на поводке в центре города вы тоже не увидите. Подлинным разочарованием для иностранных туристов станет отказ россиян от домашних медведей и росомах.

Застраховало государство себя и от слонов в посудных лавках. И никакие увещевания экспертов, что индийские поддаются дрессировке, а африканские нет — не подействуют. Нельзя — и точка. Поселить бегемота или носорога в хрущёвке на легальных основаниях тоже получится едва ли. И даже самая вместительная ванна не позволит вам узаконить в квартире содержание горбатого кита.

Сколько бы ни говорил Дарвин о близкой природе человека и обезьяны, ни орангутанга, ни шимпанзе, ни гориллу с ближайшими сородичами приобщать к благам цивилизации вам не позволят.

В одном ряду с откровенно агрессивными «братьями меньшими» стоят и те, кто нуждается в защите от человека: например, овцебык, антилопа, фламинго, птица киви, сова, журавль, пеликан и… пингвин.

Создать идеальные условия для любого из указанных видов в неволе практически невозможно, а потому попытка домашнего содержания может быть истолкована как жестокое обращение. А это уже уголовная статья с наказанием до 3 лет лишения свободы.

Примечательно, что неготовыми к испытанию выглядят не только животноводы, но и ветеринарные службы: найти специалиста, готового взяться за лечение язвы желудка у бегемота, будет проблематично.

Отметим, что на сегодня никаких наказаний за нелегальное содержание тигра в неволе, кроме конфискации в пользу государства, не предусмотрено.

Сергей Рунько

Фото: Елизавета Гуцева