Не обратить внимание на него невозможно: каменный низ, деревянный верх, окна в старинных наличниках. Некогда он принадлежал одному очень известному резчику, которые за свои заслуги получил личное дворянство.
Речь идёт о Иване Семёновиче Хрустачёве. Он родился в 1841 году. Отец его умер рано, и мальчика определили в бесплатное трёхгодичное училище при Лавре. Повзрослев, Иван стал резчиком-миниатюристом, его изделия выставляли в Москве и за границей и считали мастера настоящим, как тогда говорили, «артистом» своего дела. Он делал не только традиционные иконы — складни и кресты, но и горельефные портреты, в том числе императорские.
В Париже он получил серебряную медаль, а с выставки в Нижнем Новгороде привёз золотую. В 1903 году обычному сергиевопосадскому кустарю дали звание почётного гражданина, а позднее он получил и личное дворянство.
Интересно, что свой дом он построил ещё в 19 веке, потому как по документам, доступным историкам, в 1900 году уже числился его хозяином. Об это сообщает в своей книге «Сергиев Посад. Штатные слободы» краевед Татьяна Шпанькова. Двое его сыновей — Виктор и Николай — стали успешными художниками. Николай, будучи уже при дворянском статусе, состоял в романтических отношениях с Анастасией Цветаевой — сестрой известной поэтессы. Это был период его жизни в Крыму и преподавания в Феодосийском учительском институте.
Другой сын — Виктор — учился и потом работал в родном городе и жил в отчем доме № 10. Остальные сыновья, а их у Ивана Семёновича было шестеро, тоже нашли своё призвание в искусстве. Константин и Василий Хрустачёвы пошли по стопам отца и преуспели в резьбе. Интересно, что и брат Ивана Хрустачёва по имени Алексей также был резчиком и тоже жил на Штатно-Нагорной улице, там, где теперь стоит дом № 5.
Потомки Хрустачёва в целом были людьми прикладных профессий и всегда из их рук выходили произведения если не художественного, то портного промысла. И все они селились в районе Штатных улиц. Их потомки до сих пор живут в нашем городе.
Екатерина Белякова







