Для жительницы Сергиева Посада Генриэтты Адольфовны Ляпуновой День Победы — не просто дата в календаре. Это живая память о подвиге матери, Анны Степановны Сидоровой, чьи руки и знания спасали жизни солдат в военном госпитале в Загорске. Сама Генриэтта, родившаяся в мае 1941-го, фактически не помнит этот период из-за слишком юного возраста. История семьи для неё, словно мозаика, сложилась из воспоминаний родителей и сохранившихся документов.
Как в остросюжетном романе
Свой рассказ Генриэтта Адольфовна начала немного издалека. Её отец, Адольф Казимирович Печуро, несмотря на распространённое в Германии имя, — латыш по происхождению. В 1930-х годах судьба занесла его в корабельное дело — в Мурманск. От юнги он дослужился до капитана. На массивном ледоколе Адольф Казимирович вёл за собой караваны грузовых судов сквозь арктические льды.
Мама Генриэтты Адольфовны в эти годы после медицинского института получила распределение и тоже оказалась в Мурманске.
Однажды по воле случая Анну Степановну назначили доктором на ледокол — вместо штатного, который заболел. Так будущие родители и познакомились. Вместе ходили в экспедиции, а через некоторое время сыграли свадьбу. Однажды команда не справилась с миссией и встала во льдах, буквально «вмёрзла». Пришлось ждать более тёплого времени года, чтобы толща льда стала подвластной ледоколу. По возвращении отца объявили «врагом народа» и осудили.
Первая половина заключения прошла в Архангельске, затем Адольфа Казимировича этапировали в Москву. Анна Степановна всё это время бегала по кабинетам, пытаясь доказать невиновность и высвободить супруга. В 1939 году, на удивление, удалось это сделать.
«Если бы не мама, так бы он и погиб там в этих застенках», — рассказывает Генриэтта Адольфовна.
Семья решила остать ся в Подмосковье. Поехали по ярославскому направлению, обошли десятки медстанций: искали, где требуется врач и чтобы при устройстве предоставляли жильё. В итоге нашлось место в Загорске, в крохотном посёлке Каляевка на восточной окраине города, рядом с Черниговским скитом. Там и остановились.
Анна Степановна работала по специальности. Здоровье Адольфа Казимировича стало неважным после тюрьмы — он получил инвалидность 2 группы. Работать уже не мог, поэтому выполнял вспомогательные функции. К слову, семья смогла добиться его оправдания — виной того инцидента с ледоколом был не человеческий фактор, а природный — связанный с океаническими течениями. Но глубокую обиду за то, что с ним приключилось, Адольф Казимирович пронёс через всю свою жизнь.
И началась война
Генриэтта Адольфовна появилась на свет в конце мая 1941 года — буквально за месяц до начала Великой Отечественной войны. На долю матери, Анны Степановны, выпало большое испытание: месячный ребёнок на руках, рядом муж-инвалид. Из-за стресса вдобавок пропало грудное молоко.
Тем не менее Анна Степановна не пала духом. Она тянула на себе всю семью, а также, осознав всю серьёзность происходящего, пошла работать в военный госпиталь. Он был развёрнут в Птицеграде. Женщина возглавляла хирургическое и терапевтическое отделения. Наряду с остальными врачами, сутками стояла у операционного стола.
«Везли туда прямо с передовой. Скольких они спасли… Ну какая победа, если не было бы тыла?» — считает Генриэтта Адольфовна.
Всю значимость маминого труда Генриэтта Ляпунова осознала уже во взрослом возрасте, когда начала интересоваться историей семьи. По рассказам мамы она узнала, что около Черниговского скита стояли противотанковые ежи, а в одной из башенок давали талоны на хлеб, в Черниговском лесу готовили древесину для фронта, в Киновии шили телогрейки. Город готов был к обороне, если бы немецкие захватчики дошли сюда.
В мае 1945-го по всей стране объявили о Победе, в сентябре Анну Степановну Сидорову наградили медалью «За победу над Германией в Великой Отечест венной войне 1941– 1945 гг.».
Своё призвание женщина не оставила. В послевоенные годы устроилась в местную поликлинику, а затем на скорую помощь.
«Скорая помощь в Сергиевом Посаде сначала была в здании убежища сестёр милосердия на улице Митькина. Я помню, была у мамы на работе, и мы ездили на вызов на телеге, запряжённой лошадью. Да, колёса уже были резиновые, но такой вид транспорта тогда ещё использовался», — вспоминает Генриэтта Адольфовна.
Анна Степановна Сидорова посвятила медицине всю свою жизнь. Вдохновлённая примером мамы, Генриетта Адольфовна тоже выбрала этот путь. Её специализация — травматология и лечебная физкультура. Работала она в том числе и в московском военном госпитале.
Вячеслав Белов
Фото: Сергей Власов и из архива Генриэтты Ляпуновой







