В Торгово-промышленной палате Сергиево-Посадского округа прошла презентация двух шрифтов, разработанных специально для оформления адресных табличек и вывесок в исторической части в рамках реализации Стратегии развития города. Это событие стало завершающим этапом проектирования, но не точкой в вопросе создания шрифтов.

ОТ СЛУЖНЕЙ — К ЛАВРЕ

Направляясь к жемчужине нашего города — ансамблю Троице-Сергиевой лавры, гости города неизменно проходят через Блинную гору, улицу Митькина, проспект Красной Армии, улицу Карла Маркса. Раньше эти территории назывались Служней слободой. В рамках Стратегии развития Сергиева Посада планируется восстановить их исторический облик и привести оформление вывесок и адресных табличек к единому стилю. Администрация округа разрабатывает регламент, который определит, как должны выглядеть дома и коммерческие объекты.

Шрифт также будет частью работы по приведению в порядок этого исторического района. Инициатором создания уникального сергиевопосадского шрифта выступил краевед и дизайнер Михаил Семёнов.

«Если прогуляться по центру города, то можно увидеть, что есть огромное количество зарегистрированных рекламных носителей, информационных указателей и рекламных вывесок, но нет единого стиля. Все эти носители находятся в формате «кто во что горазд». Моя инициатива заключалась в том, чтобы начать наведение внешнего порядка с единого уникального шрифта, который можно было бы использовать в номерных табличках, на информационных носителях, навигации», — отметил Михаил Семёнов.

Его идею поддержали городские активисты, депутаты и бизнесмены. Например, Ильмир Юсупов, владелец отеля «Царская деревня» и ресторана «Русский дворик», которые находятся на улицах Митькина и Вознесенской, как раз в районе Служней слободы. Активисты собрали рабочую группу, куда вошли краеведы, дизайнеры и каллиграфы.

И ПРИДУМЫВАТЬ НИЧЕГО НЕ НАДО

Над разработкой шрифтов работала лаборатория типографики «Шрифтовик», у которой уже есть опыт в разработке уникальных начертаний для российских городов. Например, дизайнеры создавали вывески для проекта «Заповедные кварталы» в Нижнем Новгороде. Теперь на эти кварталы равняется весь исторический центр столицы Поволжья. Перед презентацией рабочая группа провела множество совещаний, в результате чего были предложены два варианта. Создатели шрифтов опирались на работы известных деятелей, проживавших в Сергиевом Посаде, — графика Владимира Фаворского и художника Владимира Соколова.

«Нам повезло, что в нашем городе жили и работали такие люди, как Соколов и Фаворский. Нам даже придумывать ничего не надо. И было бы хорошо эти шрифты назвать их именами», — сказала Евгения Суворова, кандидат искусствоведения, заведующая отделом «Художественная культура ТСЛ XVIII-XIX вв.» филиала СПГИХМЗ «Ризница ТСЛ».

Собравшиеся идею одобрили, и в будущем коллекцию российских шрифтов дополнят шрифты, которые назовут в честь Фаворского и Соколова. Они будут использоваться исключительно в Сергиевом Посаде и подчеркнут его аутентичность.

«В начале 20 века в городе Загорске открывается художественная мастерская, в которую зовут художника Владимира Соколова, чтобы он занимался, в том числе, разработкой сувенирной продукции. И в итоге он начинает заниматься тиражной графикой, для чего придумывает собственный шрифт в стилистике модерн. Мы взяли это за основу и осовременили. Владимир Фаворский, в отличие от Владимира Соколова, жил в городе недолго, но регулярно приезжал сюда и тоже занимался тиражной графикой. Этот человек известен любому дизайнеру как отец русского графического дизайна, и уже существует шрифт в честь него. Мы его также взяли за основу, но немного доработали и сделали более изящным и подходящим нашему городу», — сказал Михаил Семёнов.

КОМУ МОЖНО, А КОМУ НЕТ?

Собравшиеся поддержали идею присвоения имён шрифтам, которые будут использоваться исключительно в Сергиевом Посаде, подчёркивая его аутентичность. Однако некоторые предприниматели выразили опасения, что единый шрифт может лишить их возможности выделиться на фоне конкурентов. В ответ разработчики отметили, что предложенные шрифты имеют разные вариации и смотрятся по-разному в зависимости от толщины.

«Мы не будем никого принуждать переделывать свои рекламные вывески в соответствии с выбранными шрифтами. В первую очередь мы предложим это тем, у кого истекает срок размещения, и тем, кто ведёт свою деятельность в районе Служней слободы, то есть там, где сосредоточены основные туристические потоки», — сказала Татьяна Ильина, депутат окружного Совета, вице-президент окружной ТПП. Она также отметила, что в первую очередь шрифт разрабатывали для вывесок и навигации.

Выбранные шрифты требуют технической доработки, например предстоит подобрать оптимальное расстояние между буквами. Но это уже детали, которые можно учитывать в каждом отдельном случае. Главное — два варианта выбраны, и теперь стоит задача по регистрации авторских прав. Ведь идея не в том, чтобы разработать шрифт и «продавать» его другим городам, а в том, чтобы использовать уникальный шрифт только в Сергиевом Посаде. И даже в документах или учебных работах.

Главное, чтобы это имело отношение к нашему городу. «Мы уверены, что предприниматели и из других частей города, а не только исторической, со временем захотят использовать новый шрифт», — сказала Татьяна Ильина, депутат Совета депутатов Сергиево-Посадского округа. Пока что из представителей бизнеса адресный ретро-знак с новым шрифтом заказали собственники здания по адресу: Вознесенская, 67. Табличка уже красуется на торце здания. Интересно, что после сообщения СМИ о презентации шрифтов обычные горожане также заинтересовались и захотели обновить свои адресные таблички в соответствии с новыми разработками.

КАК ШРИФТ ВПИШЕТСЯ В СТРАТЕГИЮ

«Создание собственного шрифта — это не такая простая задача, как может показаться. Несколько месяцев команда разрабатывала различные варианты. У города может появиться нечто эксклюзивное в виде уникального шрифта. Я бы не стал недооценивать значимость этой работы: шрифт — это часть лица города, и он должен быть уникальным, красивым и информативным. Представленные варианты отвечают всем этим требованиям. Однако мы не должны одевать весь город в единый шрифт», — уверен депутат Государственной Думы, автор и инициатор создания Стратегии развития города Сергей Пахомов.

Речь идёт о том, чтобы подобрать единый шрифт для навигации в исторической части. Предпринимателям будет предложен этот шрифт, но если у них есть свои уникальные разработки, подходящие визуально для Сергиева Посада, они также смогут их использовать.

«Я думаю, нам следует создать в городе творческую рабочую группу, которая возьмёт на себя ответственность за определение того, что подходит нашему городу, а что — нет. Шрифт — это решение, подчёркивающее уникальность нашего особенного города, и это станет частью нашей Стратегии. Как именно этот шрифт будет использоваться в рамках её реализации, мы увидим. Нам предстоит спроектировать много новых зданий и провести благоустройство по всему городу, а не только в его исторической части. Шрифт должен гармонично вписываться в визуальную логику наших решений», — сказал Сергей Пахомов.

Владимир Фаворский — выдающийся русский гравёр, типограф, педагог и теоретик искусства, оставивший значимый след в истории графического дизайна. Его слова «А я ведь художник, ушибленный содержанием» отражают глубокую связь с тем, что он создавал. С 1919 года Фаворский жил в Сергиевом Посаде, где работал и создавал множество иллюстраций для книг, связанных с историей и культурой этого города. Его творчество оказало значительное влияние на развитие художественного оформления книг в России. Сначала художник поселился в монашеской келье Троице-Сергиевой лавры, а затем переехал на улицу Кооперативную, где активно общался с местной интеллигенцией, включая Михаила Пришвина и Павла Флоренского. В 1934 году он создал иллюстрации для книги Пришвина «Жень-шень. Корень жизни» и оформил журнал «Маковец» Флоренского. Фаворский, известный как отец типографики, разработал уникальные методы оформления книг, гармонично сочетая текст и изображение. Основное внимание он уделял книжной иллюстрации, используя метод ксилографии — гравирования на деревянной основе. Его чёрно-белые гравюры, такие как «Слово о полку Игореве», стали эталоном для многих художников. Фаворский вырезал изображения на деревянных досках, что позволяло объединить текст и иллюстрацию в единое целое, и этот приём продолжает использоваться и сегодня.

Владимир Соколов, родившийся в 1872 году в крестьянской семье в Рыбинском уезде Ярославской губернии, стал выдающимся художником своего времени. Его художественное образование началось в Строгановском училище, а затем он продолжил обучение в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где его наставниками были известные мастера, такие как Исаак Левитан, Василий Поленов и Валентин Серов. Соколов к началу 1900-х годов уже завоевал признание как художник, активно участвуя в выставках и получая различные награды. Он стал руководителем мастерских народных ремесел в Сергиевском посаде, где и проживал всё время. В 1927 году Соколов создал иллюстрированный путеводитель по Сергиевскому историко-художественному музею и является автором около 50 экслибрисов, что подчёркивает его вклад в искусство и культуру нашего округа

Екатерина Белякова