Под какой ёлкой прячет подарки для краеведов Дед Мороз, никому неведомо. Мне в предновогодье повезло. Бродя по просторам «всемирной паутины», я набрёл на странного персонажа с именем Челионати. Это — «кукла на шарнирах и нитках», или дрыгунчик. Изучение его досье показало, что он имеет непосредственное отношение к нашему городу.
Челионати — персонаж спектакля «Принцесса Брамбилла» по новелле Э. Т. А. Гофмана, поставленного Московским камерным театром А. Таирова в 1920 году. Эскиз его облика был создан в 1920-23 гг. московской художницей Еленой Владимировной Коноровой. Она была автором множества других подобных работ, среди которых — большое количество ёлочных игрушек.

В результате сложился интересный цикл, озаглавленный «Игрушки работы кустарей Сергиевского посада на сюжеты персонажей из постановок Камерного театра».
Внимательный анализ рисунков показывает, что художница великолепно владела знанием принципов сергиевской игрушки. Не только дрыгунчики, но и токарные ёлочные игрушки-шарики и пирамидки (в первую очередь — многочисленные «арапчата»), дамы и гусары (спектакль «Ящик с игрушками»), игрушки с движением на планочках (фехтующие персонажи из «Ромео и Джульетты»). Особенно интересны
«Арапчата на страусах» — традиционный мотив чудо-птицы и седока, позднее получивший воплощение в ватных ёлочных игрушках «Негритёнок на страусе».
Но больше всего персонажей из «Принцессы Брамбиллы» — сказочной феерии, не уступающей «Щелкунчику».
Теперь попробуем провести связь между периодом создания игрушек и событиями театральной жизни г. Сергиева (так назывался наш город в 1919–1930 гг. — Ред.). Именно летом 1920 года в Сергиеве появляется театральная студия, располагавшаяся в клубе Военной электротехнической академии. Её создателем и руководителем стала актриса Камерного театра и выпускница Студии А. Таирова Светлана Бойко.
А окончание работы над циклом художницы датируется 1921 годом. В этот год театр впервые отправился на гастроли в Западную Европу. Вполне возможно, что работы были выполнены сергиевскими кустарями именно к этой поездке. К сожалению, ни в музее Камерного театра имени А. Таирова, ни в Центральном театральном музее имени А. А. Бахрушина нет непосредственно самих игрушек. Только эскизы.
Десять лет назад музей имени Бахрушина представлял гипотетических сергиевских «таировцев» в предновогодней выставке, и это всё, что мы сейчас знаем. Новая загадка — лучший подарок для краеведа!
Алекс Рдултовский







