За весь ХХ век в Сергиевом Посаде не было построено ни одного здания, которое могло бы соперничать с Дворцом культуры им. Ю. А. Гагарина. Он действительно стал одним из символов нашего города и вполне заслуженным поводом для гордости. Совсем скоро, 5 ноября, Дворец отметит свой 70-летний юбилей.
Даже сегодня Дворец поражает своим масштабом и красотой. А в 1948 году, когда началось его строительство, это и вовсе было чем-то немыслимым.
Отмотаем время назад. Представьте: совсем недавно закончилась Великая Отечественная война. Половина страны, без преувеличения, лежит в руинах. Только что отменили карточки на хлеб. Ещё не все солдаты вернулись домой, послевоенная демобилизация завершилась несколько месяцев назад. Загорск не пострадал от боевых действий, но проспект Красной Армии представлял собой типичную улицу небольшого городка с обветшавшими двухэтажными домами с печным отоплением. И вот позади них постепенно стало вырастать большое, высокое, очень красивое здание с колоннами.
Двумя годами ранее для богослужений была вновь открыта Троице-Сергиева лавра. Возможно, эти события связаны. Существует неподтверждённая, но красивая легенда, что решение о строительстве Дворца принималось на самом верху: патриарх Алексий I обратился к Иосифу Сталину с просьбой освободить территорию монастыря от нерелигиозных учреждений, одним из которых был городской Дом культуры в Покровском храме Духовной академии.

1968 год. Старые дома вдоль проспекта Красной Армии ещё не снесли
***
Проект здания в стиле традиционного русского классицизма был разработан московским архитектором Николаем Александровичем Метлиным. За воплощение взялся ЗОМЗ. Строительство курировалось и финансировалось Министерством вооружений (Министерством оборонной промышленности) СССР: для осмотра работ в Загорск не раз приезжал сам министр Дмитрий Устинов. Стройка была объявлена народной, в ней участвовали сотни заводчан. Бывший главный прораб Василий Марков вспоминал: «Долго мы строили наш Дворец, целых шесть лет.
Но тому есть оправдание: во-первых, многое делалось вручную, во-вторых, в архитектурном отношении Дворец был уникальным сооружением. Без сомнения говорю, что красивее Дворца я не видел нигде».

1952 год. На переднем плане – главный прораб стройки В. Марков
нтересный факт: вся лепнина и украшения были изготовлены местной бригадой лепщиков в составе девяти человек. Вот их имена: Иван Киселёв (бригадир), Ирина Оболонкова, Серафима Томнова, Любовь Гарина, Валентина Родионова, Валентина Романова, Сергей Дёмин, Юрий Гомзяков и Николай Русаков. Все они прошли трёхгодичный курс обучения профессии в Загорском художественно-промышленном училище.
Отделочные работы заняли три года (с 1951 по 1954 гг.). Перед их началом лепщики тренировались на других зданиях города — например, жилых двухэтажках Рабочего посёлка, ныне в большинстве своём снесённых. Вообще же выпускники курса лепщиков-реставраторов из Загорска участвовали в восстановлении многих зданий по всей стране — от Лавры (точно известно про Трапезную церковь) до Библиотеки им. В. Ленина в Москве и музея графа Шереметьева в Кускове.
В 2004 году лепщица Валентина Александрова (Романова) на страницах газеты «Вперёд» вспоминала: «Всю работу выполняли вместе, сообща. Кто-то лепил, ктото формовал, кто-то устанавливал готовое изделие на место. Процесс это сложный. Друг другу помогали. Но у каждого из нас на память была выполнена какая-то вещь, от начала и до конца сделанная самостоятельно. Когда я прихожу в Большой зал, то сразу обращаю внимание на перевитую лентой с серпом и молотом гирлянду из дубовых листьев, обрамляющую сцену. Это моя работа».

Весна 1954 года, субботник
***
Первого директора Дворца назначили осенью 1954 года. Им стал Фёдор Григорьевич Блинов. В своих воспоминаниях он писал, что по настоянию секретаря обкома профсоюзов Николая Сарычева здание предстояло торжественно открыть к 37-й годовщине Великого Октября. К тому моменту стройка была уже фактически завершена, но внутри помещения оставались голыми и необжитыми.
«Самым трудным было добывание бархата на занавес, ковровых дорожек, тканей на оконные шторы, утверждение сметы расходов на обслуживающий персонал. В течение двух месяцев я не покидал ВЦСПС (высший орган профсоюзов. — Ред.), министерство и обком партии — решал эти вопросы», — вспоминал он.
Дворец был торжественно открыт 5 ноября 1954 года.
Почётными гостями стали строители, представители министерства, городские руководители, многочисленные заводчане. На парадной лестнице состоялся торжественный митинг, после чего всех пригласили в зал на концерт. Из воспоминаний известно, что сводный хор в сопровождении духового оркестра исполнил песню Вано Мурадели «Партия — наш рулевой» и «Славься» — финал из оперы Михаила Глинки «Иван Сусанин».
Директор Дворца Фёдор Блинов прочитал отрывок из поэмы Маяковского «Хорошо!». Детский хореографический коллектив исполнил танец «Пионерская кадриль». Во втором отделении на сцену вышел Государственный хореографический ансамбль «Берёзка».

***
Дворец сразу же стал главной культурной площадкой Загорска и всего северного Подмосковья. В его зале выступали лучшие музыкальные, театральные и танцевальные коллективы страны. «Завязалась дружба с ансамблем народного танца Игоря Моисеева, Большим театром, Московской консерваторией. Приезжала оперетта и лучшие драматические коллективы, хор Свешникова и оркестр русских народных инструментов имени Осипова», — вспоминал первый директор Дворца Фёдор Блинов.
Зал был полон всегда. По словам Блинова, «культура проявлялась во всём, включая одежду: стало традицией приходить во Дворец только в красивых платьях и со сменной обувью». Дворец заставил людей уважать себя и окружающих, он воспитывал своей красотой.
По сравнению с обыденной жизнью тех лет контраст был и вправду велик: огромные зеркала, натёртый до блеска паркет, алые ковровые дорожки на всех лестницах, лепные украшения стен и потолков, огромная, на 200 лампочек, хрустальная люстра Большого зала, два красивых буфета — здесь было чем очароваться. Казалось, Дворец работал едва ли не круглосуточно. При нём возникли многочисленные самодеятельные творческие коллективы.
Сцена и репетиционные залы были расписаны по минутам. Даже концерты, где выступали артисты только одного цеха ЗОМЗа, собирали массу народа, а на общегородские смотры было трудно достать билет.

Бригадир лепщиков И. Киселёв за работой
***
1960-е во всей стране были годами необычайного подъёма. Людям было чем гордиться: первый спутник, первый космонавт, взлёт науки и культуры — термин «шестидесятники» впоследствии появился не просто так. В названии Дворца это тоже нашло своё отражение: 7 ноября 1961 года решением Мособлисполкома ему было присвоено имя первого космонавта Земли Юрия Алексеевича Гагарина.
В феврале 1959 года во Дворце начал работу просветительский Народный университет, пользовавшийся огромной популярностью. Вот неполный список его факультетов: музыкальный, литературный, театральный, правовой, а также международных отношений и внешней политики, ленинского наследия, научного атеизма и профсоюзного строительства.
На пике популярности их посещали более трёх тысяч человек. Занятия вели преподаватели московских вузов (института им. Гнесиных, института им. Горького и т. д.). На лекциях о международном положении, которые читал М. Свердлов, мест в зале не хватало даже на балконе. Весь город любил занятия, проводимые литературоведом Александром Горловским, чьим именем теперь названа библиотека. В 1970 году Народный университет Дворца культуры был признан лучшим в СССР. Его опыт предлагалось изучать и внедрять по всей стране. Дольше других им руководила Нина Леонидовна Благодарова, её помнят очень многие.
Листая старую прессу, мы нашли статистику за 1975 год: в течение года во Дворце было проведено 320 лекций, бесед и докладов научных сотрудников московских вузов, Академии наук, творческих союзов и общества «Знание».
Помимо этого, во Дворце всегда кипела творческая жизнь: работали многочисленные кружки, хоры, клубы по интересам, проводились творческие встречи с популярными артистами, концерты и показ художественных фильмов.
Невозможно не упомянуть про самодеятельный театр, который в 1967 году добился действительно высокого звания — Народный. В это время им руководил Николай Иванович Виттер, в общей сложности поставивший двенадцать многоактных спектаклей. По воспоминаниям актёра Валентина Петрова, в те годы театр регулярно выступал на различных площадках всего района, а наибольшим успехом стал показ спектакля по пьесе Александра Афиногенова «Мать своих детей» на сцене московского театра им. Ермоловой в 1955 году. Жизнь продолжается. Наш Дворец и сегодня — лучший. С юбилеем!

Филипп Садовников







