Воскресение Иисуса Христа — событие, парадоксальность которого вызывала сомнения ещё на заре христианства. Сомневающимся во всеобщем воскресении мёртвых апостол Павел отвечал: если нет воскресения мёртвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша (1 Кор. 15, 14). Действительность воскресения Христова актуализирует перед человечеством всё учение, проповеданное Иисусом Христом, подтверждает реальность исполнения евангельских обетований. Поэтому праздник Воскресения Христова Церковь именует праздником праздников и торжеством из торжеств. Праздник Пасхи «настолько превосходит все торжества, не только человеческие и земные, но даже Христовы и для Христа совершаемые, насколько солнце превосходит звёзды», — говорит святитель Григорий Богослов.

Значение праздника определяется богословским толкованием воскресения. Наш физический мир ограничен пространством и временем. Современный человек — предок по плоти от согрешившего Адама — заложник этого мира, который ищет пути сбежать из давящей ограниченности: греха, болезни, смерти, тления. Человечество век за веком ищет вечной молодости и вечного удовольствия и снова и снова сталкивается с конечностью жизни, границу которой полагает смерть. Как одним человеком грех вошёл в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков (Рим 5, 12). Человечество не в силах преодолеть смерть своими собственными силами, но невозможное человекам возможно Богу (Лк. 18, 27).

Воскресением Христос побеждает смерть. Как говорит митрополит Антоний Сурожский, любовь принимает смерть и становится бессмертной. Христос преодолевает условия ограниченности этого мира, так как Он — Богочеловек. Воплотившийся нас ради Бог освобождает нас от оков греха, в рабстве которого пребывал человек и вся природа, избавляет нас от жала смерти, страх которого вынуждал человечество с жадностью хвататься за временные, материальные блага земной жизни. Христос открывает для людей двери вечного Божьего Царства, где отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет (Откр. 21, 4).

Путь в царство жизни лежит через Церковь, в которой человек может стать причастником вечного Царства ещё в условиях видимого, ограниченного грехом мира. Причастность вечной жизни достигается путём жизни по законам Небесного Царства — заповедям. В Церкви человек учится жить по заповедям, пишет свою личную евангельскую историю, которая исполнена нравственных побед и поражений, радости и страданий, встреч с Богом и разлуки с Ним. В Церкви человек перенимает опыт других христиан, образ жизни и молитвенная глубина которых показывают верный ориентир к вечному Царству.

Путь к Царству Божьему обусловлен не только жизнью в Церкви согласно заповедям. В первую очередь, в Церкви человек может прикоснуться к Божественной жизни через таинства Церкви, которые не просто показывают путь, но дают возможность здесь, на земле, ощутить жизнь грядущего Царства, которое открыл Христос. В Церкви человек может дышать воздухом горнего мира, попробовать плоды древа жизни (Откр. 22, 2), которые дадут человеку вдохновение и силы для нравственного, духовного восхождения к Богу. В таком духовном расположении для христианина воскресение Христа приобретает реальное личное значение. С ощущением и вкусом будущей жизни, с верой в своё личное воскресение человек приобретает бессмертие, вечную молодость и силу, благодаря которым уже перед человеком физическая смерть теряет свою власть. Со Христом человек наступает на смерть, попирает ее власть и с уверенностью и радостью свидетельствует перед миром: «Смерть! где твое жало?! Ад! где твоя победа?! Воскрес Христос, и ты низвержен!»

Христос Воскресе!

Священник Александр Крейдич