В Сергиевом Посаде много топонимов советской эпохи. Площадь у администрации округа именуется Советской, главная городская улица — проспект Красной Армии, есть улицы Карла Маркса, Карла Либкнехта, Ленина, Крупской, Кирова и т. д. В этом ряду всё равно необычно смотрится улица Краснофлотская: ведь, если вдуматься, от любых морей, океанов и флотов наш город весьма далёк.

При изучении истории городской топонимики можно с удивлением обнаружить, что даже самые «нелогичные», казалось бы, названия некоторых улиц не были взяты совсем уж с потолка и в реалиях тех лет смотрелись вполне уместно.

Карл Либкнехт никогда не бывал в Загорске — однако первая комсомольская артель игрушечников носила его имя. Так же обстояло дело с улицей Розы Люксембург (ныне улица Леонида Булавина): она получила название в честь трикотажной фабрики им. Розы Люксембург. Улица Стахановская была названа так после юбилейного районного слёта, посвящённого пятилетию стахановского движения. Улица Краснофлотская получила своё имя в честь 20-летия шефствования комсомола над Балтфлотом. Её назвали так в январе 1941 года.

ПОДШЕФНЫЕ КОРАБЛИ

В 1921 году на четвёртом общероссийском съезде РКСМ было принято решение о начале шефства над Балтийским флотом. Подразумевалось, что комсомольские организации всей страны будут рекомендовать для службы на кораблях своих лучших воспитанников.

Для загорского комсомола в качестве подшефных определили боевой катер «Марат» и эсминец «Артём», где стали проходить службу наши земляки. Загорские комсомольцы и комсомолки регулярно ездили навещать своих товарищей в Кронштадт. Например, летом 1939 года делегаты предприятий города посетили подшефный эсминец в День Военно-морского флота. Гостям провели экскурсию по судну, ознакомили с бытовыми условиями несения службы, организовали концерт художественной самодеятельности и поездку по Ленинграду.
Эсминец «Артём», над которым шефствовали загорские комсомольцы

НЕУДАЧНАЯ МОДЕЛЬ

В 1939 году загорским игрушечникам дали задание по изготовлению модели подшефного эсминца «Артёма». На рассмотрение комиссии были представлены работы П. М. Борисова (металл) и В. И. Соколова (дерево). Ничто не предвещало скандала, однако он случился: на страницах журнала «Игрушка» деревянную модель в пух и прах разнёс сам начальник Политического управления Рабоче-Крестьянского Военно-морского флота Иван Надёжин. По его словам, представленная модель имела множество серьёзных недостатков. Главный из них — искажение пропорций корабля: нос оказался сильно укорочен.

«На командном мостике обычно не устанавливается орудие, как это сделано на модели, — писал Надёжин. — Боевая рубка совершенно не похожа на рубки настоящих кораблей. Носовые и кормовые орудия и тумбы непропорционально велики. Нет антенн, такелажа, который помог бы значительно расширить игровые возможности».

В конце комиссар делал выводы, что модель мало того что страдает искажениями, но ещё и непрактична: игрушка неплавающая, а раз так, ей нужны колёса для передвижения по столу.

БОЕВАЯ СЛУЖБА «АРТЁМА»

Имя эсминца «Артём» прочно вошло в историю Балтийского флота, есть даже посвящённая ему книга. Корабль был заложен на верфях Петроградского порта в июле 1915 года. Осенью 1916 года он приступил к несению службы под именем «Азард».

После революции он вошёл в состав Красного Балтийского флота и принимал участие в боевых столкновениях Гражданской войны и последовавшей за ней иностранной интервенции 14 государств.

Первый значимый эпизод службы был отмечен 31 мая 1918 года. «Азард», проводя разведывательный рейд, столкнулся сразу с семью английскими эсминцами, сумел отойти и в результате успешного маневрирования вывел вражеские корабли прямо под орудия линкора «Петропавловск».

Полтора года спустя, 5 октября 1919-го, «Азард» точным огнём повредил английскую подводную лодку «L55», которая при уклонении от атаки попала на минные заграждения и затонула (интересно, что потом её смогли поднять, отремонтировать и ввести в состав Балтийского флота). В 1928 году «Азард» сменил название на «Артём» в честь большевика Фёдора Сергеева, известного под псевдонимом «товарищ Артём» — партийного деятеля, основателя Донецко-Криворожской советской республики и личного друга Кирова и Сталина.

Во время Зимней войны с Финляндией (1939 год) «Артём» вёл огонь по укреплениям противника на островах Финского залива и обеспечивал высадку десанта на о. Суусаари.

В начале Великой Отечественной войны «Артём» нёс конвойную службу на Балтике, участвовал в обороне Таллина, Риги и операции по защите Моонзундских островов. 27 августа 1941 года, во время Таллинского перехода, «Артём», замыкая конвой, подорвался на мине у острова Мохни в Финском заливе и после детонации боеприпасов затонул.

Очевидцы трагедии отмечали исключительное мужество и собранность всех находившихся на борту моряков, которые боролись за свой корабль до последнего. Нельзя не отметить, что во время последнего боя в составе экипажа находилось несколько наших земляков.

В «Книге памяти» Сергиево-Посадского района упоминаются имена двоих из них. Это краснофлотец Павел Кузьмич Лаврентьев (1921 года рождения, призван Загорским РВК в 1939 году) и Василий Иванович Зубов (старшина 2-й статьи, 1917 года рождения, призван Загорским РВК в 1938 году).

Алекс Рдултовский

Фото: Дамир Шавалеев