27 октября 2023 года вступил в силу новый порядок предоставления компенсации за самостоятельно приобретённые средства реабилитации. Родители детей-инвалидов отмечают — выплаты сократились в разы.

Ранее размер компенсации рассчитывался по последнему закрытому госконтракту на приобретение технического средства реабилитации с такими же характеристиками, поэтому сумма могла варьироваться. Как рассказала специалист Московского областного отделения Всероссийской организации родителей детей-инвалидов (ВОРДИ) Оксана Хархардина, такой порядок тоже вызывал нарекания.

«К примеру, человек позвонил в Социальный фонд России и сообщил, что ему нужна коляска с определёнными параметрами, и он планирует приобрести её самостоятельно. Ему отвечают, что по последнему госконтракту стоимость такой коляски, к примеру, 170 тысяч. Но к тому моменту, когда он принёс чеки, был закрыт другой госконтракт, где коляска была попроще, и сумма компенсации составит не 170, а 89 тысяч», — объяснила она.

Чтобы исключить такие случаи, был разработан новый механизм предоставления компенсаций. Теперь устанавливается средняя стоимость однородного ТСР по федеральному округу, которая будет меняться раз в год.

«Некоторые позиции там остались без изменения. Что-то, может, и компенсируется более крупными суммами, но по очень большой части позиций цены были снижены», — отметила Оксана Хархардина.

С этой ситуацией столкнулась наша читательница, самостоятельно купившая предусмотренные индивидуальной программой реабилитации слуховые аппараты: по новой схеме её сумма компенсации сократилась в десять раз. За два цифровых слуховых аппарата она заплатила 448,2 тысячи рублей, а компенсация составила всего 39,9 тысячи.

Девушка обратилась в региональное отделение Социального фонда России и получила официальный ответ: сумма рассчитана на основании средневзвешенной цены, а гражданин, «принимая решение о приобретении ТСР с возможностью получения компенсации… должен учитывать возможные риски неполучения в полном объёме затраченных им средств».

В областном отделении ВОРДИ подтвердили, что ситуация со слуховыми аппаратами для детей была самой большой проблемой. Установленные с 27 октября 2023 года средневзвешенные цены, по которым рассчитывается компенсация, оказались очень низкими. Но родители были вынуждены приобретать необходимые аппараты на свой страх и риск.

«Если ребёнку не дать вовремя те слуховые аппараты, которые смогут компенсировать его нарушения, то здесь как снежный ком собираются все проблемы: он не может правильно сформировать свою речь, идёт задержка развития, речевые нарушения усугубляются. Аппарат сам по себе может быть хорошим для тех, кто ещё только начал терять слух, но потребности ребёнка он не покрывает. И именно слуховые аппараты для детей — это была серьёзная проблема, — прокомментировала Оксана Хархардина. — Слава богу, у нас в Московской области вместе с Социальным фондом было принято решение приобретать слуховые аппараты по индивидуальной закупке. Теперь это нормальная история: человек получает заключение сурдолога, вплоть до того, что может быть указана марка и модель, которая может компенсировать особенности ребёнка, и индивидуальная закупка делается на основании заключения сурдолога. К сожалению, родитель, видимо, этого не знал. Но если бы он к нам обратился, мы бы рассказали, как получить то самое техническое средство, которое бы мы приобрели по индивидуальной закупке, чтобы они не потеряли своих денежных средств».

В соответствии с новым порядком, средневзвешенные цены обновляются на сайте СФР ежегодно с 1 марта. Сейчас эту информацию на сайте не найти, но в ВОРДИ успели застать новые расчёты.

«Там есть позиции, где цены очень хорошо подняли. Но появились какие-то новшества, по которым мы ещё ждём объяснений от центрального аппарата. К примеру, если на определённую коляску для детей с ДЦП была раньше одна сумма, например 100 тысяч, в этом году они сделали 12 вариаций этой позиции, и там разница от 30 до 300 тысяч. С одной стороны, это, наверное, должно улучшить ситуацию. Но, если честно, для тяжёлых детей это тоже маленькая сумма. Коляски для паллиативных детей с учётом того, что на рынке преобладают импортные товары и цены поднялись очень сильно, стоят от 320 тысяч и выше», — отметила специалист организации.

В целом, родители детей с ограниченными возможностями здоровья отмечают, что все варианты получения ТСР пока далеки от идеальных и зачастую приходится залезать в кредиты, чтобы обеспечить ребёнка необходимым.

Мама ребёнка с инвалидностью, которая представилась как Татьяна, рассказала, что в начале года не было средств на электронные сертификаты.

«Вот этот январь вообще выпадает, потому что контракты не подписаны или подписаны, но не поступило финансирование. Подгузников всегда не хватает. И три подгузника на 16-летнего ребёнка — это надеть утром и на ночь. Это мало, — рассказала она. — Обращались в благотворительные фонды. У нас в Посаде их нет, а фонды других округов — Пушкинский, Щёлковский, в Одинцове — хоть и позиционируют себя как подмосковные, но мне пришли отказы, говорят: «Это не наша территория». Поехала и купила подгузники на свои деньги».

Перечень технических средств реабилитации прописан в Приказе Министерства труда и социальной защиты РФ от 27 апреля 2023 г. № 342н «Об утверждении перечня показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации».

По государственным гарантиям эти средства люди с ограниченными возможностями здоровья получают на всей территории Российской Федерации, если они прописаны врачом в индивидуальной программе реабилитации и абилитации (ИПРА).

К техническим средствам реабилитации и абилитации (ТСР) относятся средства для обеспечения мобильности, продукция для ортопедической коррекции и протезирования, устройства для людей с нарушениями слуха или зрения, приспособления и расходные материалы для ухода за лежачими больными и так далее.

У большинства средств реабилитации есть базовые модели, но возможности здоровья зачастую индивидуальны, а потому у каждой такой модели есть специальные версии, доработанные в соответствии с потребностями человека.

Получить их можно несколькими способами. Например, по направлению от Социального фонда России, который заключает контракт на получение технических средств реабилитации с поставщиками, закупает их, а потом обеспечивает людей. Минус в том, что не всегда эти средства соответствуют индивидуальной программе реабилитации, прописанной врачом, а потому могут оказаться бесполезными. Второй вариант — приобрести ТСР самостоятельно, а потом обратиться в СФР за возмещением средств. Третий — использовать электронный сертификат. Оба способа имеют один общий недостаток: и компенсация, и сумма на сертификате могут оказаться заметно ниже стоимости ТСР. К тому же с прошлого года звучат жалобы, что поступления средств на электронный сертификат приходится ждать очень долго. Четвёртый вариант — индивидуальная закупка. Здесь учитываются все параметры технических средств реабилитации, прописанные в ИПРА. Но ждать положенных ТСР порой приходится до 9 месяцев.

P. S. Этот материал, безусловно, имеет очень небольшую целевую аудиторию, которая и без нас знает, что компенсация на покупку ТСР сократилась в разы. Но внимание к этой проблеме важно для всех нас. Россия идёт по пути инклюзивности, то есть созданию равных возможностей для всех. И доступ к средствам реабилитации даёт людям с ограниченными возможностями здоровья работать, реализоваться в творчестве, внести свой вклад в культуру и экономику страны. Сейчас, когда все предприятия говорят о дефиците рабочей силы, самое время пойти навстречу людям с ОВЗ и дать им возможность участвовать во всех сферах социальной жизни на равных.

Татьяна Мельникова

Фото: Светлана Володина