Нужны ли ещё нам печатные СМИ? Или тиражи газет, отпечатанные в типографии, пригодны только на заворачивание букетов для красивых женщин в мороз да растопку печи на даче? К этим невесёлым размышлениям нас почти каждый год подталкивают сообщения о прекращении выпуска печатных выпусков тех или иных СМИ. В прошлом году в нашем округе перестали выходить «Сергиевские ведомости», совсем недавно, в конце декабря, пришло сообщение о выходе последнего бумажного номера региональной газеты «Подмосковье. Неделя». Действительно ли «бумагу» вскоре совсем вытеснит интернет, и что вообще происходит с профессией журналиста? В преддверии Дня российской печати поговорим об этом.

***

Начнём с того, что журналистика, действительно, очень сильно меняется. Откровенно говоря, в основной своей массе она исчезает, превращаясь либо в жёсткую пропаганду, либо в блогерство, где чаще всего нет фактов, одни мысли, зато высказанные порой даже провокационно, с обвинением или претензией на расследование с опорой на некий инсайд. Посмотрите любых крупных блогеров-миллионников и убедитесь в этом. Та журналистика, что осталась, тоже эволюционирует. Если смотреть на её жизненный путь с точки зрения теории Дарвина, вполне можно сказать, что единого вида «журналист обыкновенный», самого распространённого ещё лет пятнадцать назад, на самом деле уже не существует. Из-за изменений окружающей нас информационной среды мы разбились на множество специализированных подвидов с разным окрасом и «формой перьев».

Основное отличие пройдёт по линии добычи или обработки информации. Тех, кто работает «в поле», то есть самостоятельно выезжает на место и собирает там информацию, с каждым годом, кажется, становится всё меньше. Гораздо больше тех, кто затем подхватывает информацию, как-то видоизменяет и затем выдаёт уже от своего имени. И это явление даже не регионального или федерального — мирового масштаба. Причина? Переписать (сделать рерайт) почти всегда намного легче, чем вовремя оказаться на месте событий, правильно уяснить суть происходящего, расспросить людей, сделать фотографии и потом написать оригинальный текст. Итоговый «выхлоп» (количество прочтений, широта аудитории) если и сопоставимы, то затраты во всех смыслах различаются в разы.

***

Вторая линия разлома пройдёт по словам «новости» и «авторские тексты». В современном мире новости, в большинстве случаев, — это абсолютно неавторский продукт, в котором нет ни малейшего простора хоть для какой-то индивидуальности. Посмотрите на новостные ленты любых ведущих российских СМИ, и вы быстро придёте к тому же выводу сами. Зачастую в разных изданиях они ещё и похожи до степени смешения, даже заголовки могут отличаться буквально на одно слово.

Причина в экономике и технологиях. Для удовлетворения потребности широкой аудитории новостей должно быть как можно больше. Для ускорения их написания во многих крупных СМИ имеются шаблоны (не содержание, а сама сетка, что за чем идёт). Итог: многие ленты друг на друга похожи, так как журналисты делают быстрый рерайт с одних и тех же источников (тех, кто работает «в поле»).

И, наконец, явление последних лет — участие в жизни средств массовой информации ИИ, искусственного интеллекта. Преуменьшать его влияние более чем опрометчиво. В мире электронных СМИ основную, важнейшую роль играют новостные агрегаторы. То есть площадки, куда читатель заходит и видит, грубо говоря, информационную картину последнего часа с участием разных изданий. А кто управляет этими агрегаторами? Отнюдь не команда умудрённых и опытных, лучших в своём деле журналистов. Это делают роботы, причём, по признанию их создателей, даже сами программисты часто не могут ответить на вопрос, почему робот решил поднять в «топ» одну новость и проигнорировать другую. Ведь в термине «искусственный интеллект» всё большее значение приобретает слово «интеллект».

Авторские тексты, к счастью, пока остаются уделом живых людей. И, скорее всего, так будет ещё долго, поскольку здесь, как ни крути, нужна ярко выраженная личная индивидуальность.

Создать хороший текст ох как непросто, и словосочетание «творческие муки», безусловно, знакомо каждому журналисту. До мира, где роботы будут писать авторские колонки в газетах лучше людей, ещё далеко. Потому что пока все искусственные интеллекты, которые способны генерировать текст, просто хватают шаблоны из множества источников по сформулированному запросу. То есть вы задаёте, например, просьбу: написать о мусоре. Он проанализирует тысячи доступных в интернете источников, выдаст даже стройный текст. Но по фактам это будет просто словоблудие.

***

А что же бумажные газеты? Безусловно, последние лет 15 они проигрывают интернету в скорости подачи новостей. Это очевидно: то, что можно в ленте прочитать через секунду, в газете выйдет в лучшем случае через сутки. Типографские технологии шагнули вперёд, но не настолько, чтобы тягаться с интернетом.

Но… Начнём со статистики. Данные за 2023 год ещё не опубликованы (год только что кончился), поэтому обратимся к данным за пару предыдущих лет. По данным ВЦИОМ, регулярно читают бумажную прессу 15 % россиян (речь идёт об аудитории в возрасте от 18 лет).

В рейтинге газет, которые регулярно читают россияне, первое место занимает местная (окружная или районная) пресса. В печатных СМИ до сих работает основная часть журналистов в России: 157 тысяч печатные, 154 — электронные СМИ.

Печатные СМИ — это документ, который признаётся судом. Умные юристы со страхом смотрят на попытки перевести публикацию законов только на интернет-порталы. Помните Дж. Оруэла и его «1984»? Там газеты переписывали, а переписать интернет даже стараться не надо, всё легко исправить в два клика когда угодно. И если вы сами не распечатали в подходящий момент нужный электронный документ, то потом ни в одном архиве правды не сыщите.

Полина Строганова

Фото: Елизавета Гуцева

Инфографика:  Вячеслав Белов