Дмитрий ЧИСТЯКОВ, водитель Сергиево-Посадской подстанции скорой помощи, занял четвёртое место на областном конкурсе профессионального мастерства. Все мы знаем, что врачи скорой помощи спасают жизни, и их труд невозможно переоценить. Но почти ежедневная обязанность мчаться наперегонки со смертью ложится на плечи водителей скорых и реанимобилей, работа которых в глазах многих незаслуженно остаётся на втором плане.

Больше чем водитель

Рабочая смена Дмитрия Чистякова начинается в девять утра, но на месте он уже в восемь. Переодевается в рабочую одежду, проходит медосмотр, заполняет путевой лист и идёт проверять состояние машины. Зона ответственности у водителя скорой помощи шире, чем у обычного: он отвечает не только за техническую исправность двигателя, но и, например, за наличие кислорода в кислородных баллонах. На его совести принять, а затем передать сменщику чистую исправную машину со всем необходимым медицинским оборудованием в салоне.

За рулём кареты скорой помощи Дмитрий Чистяков относительно недавно — в следующем феврале будет четыре года. Машину водит всю жизнь и на дороге чувствует себя очень уверенно. Свою мечту работать на подстанции скорой помощи он вынашивал довольно долго, и когда наконец устроился, ни дня не пожалел о своём решении.

Диспетчеры принимают вызовы круглые сутки, поэтому работа и для бригады, и для водителя есть практически всегда. В среднем у Дмитрия по пятнадцать выездов в сутки. Бывает, конечно, и чуть меньше, но как правило, наоборот, больше.

«График у меня сутки через трое, — рассказывает водитель. — К концу смены безусловно усталость накапливается. Бывают ночи, когда можно отдохнуть, потому что вызовов мало. Но в последнее время такое случается очень редко. Сейчас люди вызывают скорую по любому поводу. Сам я ничего по этому поводу сказать не могу, но коллеги рассказывают, что раньше было иначе, и медиков вызывали только по серьёзным причинам. А сейчас чуть заболел живот или голова — сразу скорую. Конечно, это нагрузка на нас, но мы едем на каждый вызов, это наша работа».

Главное для водителя скорой помощи — вести машину осторожно, но быстро, потому что порой судьбу пациента решают секунды. По бездорожью, говорит Дмитрий, нужно плавно сбавлять скорость, аккуратно переезжать препятствия и лежачие полицейские. Хотя бывают и экстренные случаи, когда приходится делать выбор: мчать на всех парах или стараться избежать лишней тряски.

«Часто этот вопрос решается ещё тогда, когда мы едем на вызов. Заранее становится понятно, срочный вызов или нет, — говорит Дмитрий. — Если приходится нарушать правила дорожного движения, мы должны быть бдительны, уверены в безопасности маневра. На перекрёстках даже с мигалкой никогда не летим, всегда притормаживаем.

Ранее губернатор Подмосковья Андрей Воробьёв заявил, что с начала осени этого года для сотрудников бригад Московской областной станции скорой медпомощи, находящихся на дежурстве, оформлены страховые полисы. При возникновении несчастного случая им будет выплачиваться денежная компенсация

Безопасность превыше всего. При ДТП мы будем виноваты, а ещё если что-то случится, можно потерять пациента». Ещё один важный трудовой нюанс — помощь медикам. Водителя то и дело просят принести фельдшеру какое-то лекарство или оборудование, помочь донести человека на носилках, погрузить и выгрузить каталку, принять участие в реанимационных действиях. Работа ответственная и непростая. Поэтому руль кареты скорой помощи можно доверить далеко не каждому.

По нормативу с момента вызова на адрес в черте Сергиева Посада бригада скорой помощи по экстренному вызову должна приехать в течение 20 минут

Знатоки теории и практики

20 октября на просторной площадке Подольской автоколонны прошёл финал областного конкурса профессионального мастерства среди водителей скорой помощи. Соревнования были приурочены ко Дню автомобилиста. Отборочный тур прошли 18 человек, в том числе и Дмитрий Чистяков. Обязательное условие — все конкурсанты должны проработать на Московской областной станции скорой медицинской помощи не менее полугода.
Проехать по ограниченному кругу и узкой колее, сдать назад змейкой, припарковаться — от участников требовалось быстро и аккуратно выполнить десять элементов скоростного маневрирования. Ещё их ждал тест на знание правил дорожного движения.

Кроме вождения судьи проверили знание медицинского оборудования и его расположение. Водители безошибочно указывали, где находятся спинальный щит, кресельные носилки или транспортные шины. Профессионалы доказали, что с закрытыми глазами могут найти нужное медоборудование в салоне.

В результате победителем стал Андрей РЕКУНОВ, работающий на Красногорской подстанции. 2-е и 3-е места заняли Павел КОЗЛОВ и Алексей ВОРОНЬКОВ, водители Дмитровской подстанции. По итогам основного зачёта Дмитрий Чистяков занял почётное четвёртое место, и это очень хороший результат! Особенно учитывая то, что конкуренцию ему составили коллеги со стажем работы в несколько десятков лет.

Андрей ВОРОБЬЁВ, губернатор Подмосковья:

Мы все понимаем, что работа в скорой связана со многими рисками. И в ночь, и в любую погоду наши фельдшеры, врачи, санитары спешат туда, где нужна срочная помощь или счёт уже идёт на минуты. Это значит — и скорость на трассе, а если надо и путь по бездорожью, по сложным участкам. Поэтому мы посчитали правильным дополнительно защитить жизнь и здоровье всех, кто работает в скорой помощи, — это и наши медики, и водители

Михаил ЗУЙКОВ, Елена БАДАЛЯН

Фото: Наталья МАЙОРОВА