Не может укрыться город, стоящий на верху горы.

И, зажегши свечу, не ставят её под сосудом,

но на подсвечнике, и светит всем в доме (Мф.5:14,15).

Преподобный Сергий Радонежский. Немало людей в нашей стране слышали это имя. Человек, чей уклад жизни никак не предполагал земной славы, стал известным не только за пределами места своих подвигов, но и за пределами своего времени. Что его жизнь может дать нашему современнику, живущему в совершенно иных реалиях и мыслящему другими категориями? Может ли преподобный Сергий Радонежский и в наше время оставаться тем, кто вдохновил целый народ на изменение своего исторического пути? Наверное, ответ каждого конкретного человека будет разным. Тем не менее, веря в проницательность и чуткость сердца читателя, попробуем через глубь времени всмотреться в личность этого святого.

Родился будущий святой в семье Ростовских бояр в 1314 году. Он был средним сыном Кирилла и Марии, которые впоследствии, по древней благочестивой традиции, примут монашество, а спустя более чем 600 лет после их блаженный кончины они будут прославлены в лике святых. Ещё с того момента, когда он находился в утробе своей матери, его родителей сопровождали знамения, которые указывали на будущую незаурядность ребёнка. Поэтому, когда он родился, да ещё и в день памяти апостола Варфоломея, его назвали именем апостола, которое переводится как «сын радости». Некоторое время спустя семья Кирилла и Марии переезжает в село Радонеж, которое относилось к Московскому княжеству. Здесь будущий святой начинает учиться книжной грамоте.

Однако поначалу наука давалась ему не столь легко, как его братьям. После же встречи с необычным схимонахом, у которого отрок Варфоломей попросил молитв о том, чтобы ему открылась наука, он с успехом овладел всеми необходимыми навыками грамоты.

Тягу к уединённому образу жизни родители Варфоломея заметили сразу. Он с детства отличался любовью к созерцанию и молитве. Уже в более зрелом возрасте он будет иметь желание уйти подвизаться в одиночестве, но, находясь в послушании родителям, останется с ними до их смерти. После чего молодой Варфоломей вместе с овдовевшим старшим братом Стефаном уйдёт и сам в лес на гору Маковец, что возле речки Кончуры. Нынешнему жителю Сергиева Посада и тем, кто знаком с этим городом, трудно представить, что в то время на этой территории стоял глухой и непроходимый лес. В этом суровом месте тогда и поселились молодые подвижники. О трудности и почти невозможности жизни в таких условиях говорит тот факт, что старший и, возможно, более опытный и искусный в практическом плане брат Стефан уходит в общежительный — Богоявленский монастырь. Варфоломей же принимает монашеский постриг от игумена Митрофана и получает имя Се ́ргий.

Около двух лет Сергий нёс подвиг уединения в полном одиночестве. Маленькая церквушка и келья — всё «имущество», которое мог себе позволить святой. Голод и холод, дополняющиеся дикими зверями, которые были нередкими «гостями» святого Сергия, — лишь некоторые особенности той атмосферы, в которой он жил. Пониманию этого может помочь лишь воображение. Многие молодые подвижники желали жить вместе с ним и под его руководством. Кто-то не выдерживал и уходил, а иногда доходило и до того, что его изгоняли собственные же ученики. Правда, вскоре раскаивались и просили святого Сергия вернуться обратно.

Однако далеко не внешний подвиг был тем, что привлекало к святому Сергию людей. Посвятив свою жизнь очищению ума и сердца посредством беседы с Богом, преподобный Сергий достиг такого состояния души, которое не могло не располагать к себе человека, ищущего Бога. Любовь и смирение, с которыми он смотрел на весь мир и каждого конкретного человека, — вот то, что заставляло приходить к нему в монастырь как иноков, так и простых мирян, не только бедных и ищущих помощи, но и богатых и знатных.

Русские князья также обращались за советом к святому Сергию по самым разным и сложным вопросам, которые касались судьбы нашего народа и дальнейшего его существования. Тот исторический период был омрачён постоянными междоусобными войнами между князьями, а также татаро-монгольским игом. Последнее было следствием раздора между князьями. С течением времени народ терял веру в возможность свободы от этого чужеземного бремени. А князьям ничего не оставалось, как искать компромисса с великим ханом, чтобы сберечь земли от войны и голода. В таких обстоятельствах сохранялась угроза потери идентичности русского человека, его самобытности. Здесь-то преподобный Сергий и стал тем, кто всей своей жизнью показал ценность и красоту единства, достигаемого любовью к Богу и ближним. Именно он, благословляя князя Дмитрия Донского на битву против татарского войска под командованием Мамая, «вдохнул» в русский народ веру в свободу от коварного врага, пытавшегося «задавить» дух русского человека. Победа в Куликовской битве стала переломным моментом в истории татаро-монгольского ига на Руси: народ поверил в свои силы и осознал значение единства, а татары хоть и не сразу, но постепенно теряли власть над нашим отечеством и вскоре были раздроблены и покорены.

Однако и не за это он так значим и любим русским народом. Все эти события — лишь последствия его личного подвига, которые распространились не только на всю округу, но и на всё наше отечество. О жизни святого Сергия история знает далеко не так много, как может знать, к примеру, современный человек о жизни какого-нибудь киноактёра или эстрадного исполнителя популярных песен. Но доступ к обилию информации о каком-либо знаменитом человеке не делает последнего тем, кто смог бы вести народ к свету и вершине духовного пути. Преподобный Сергий оставил после себя лишь несколько записанных его учениками фраз, которые могут быть куда важнее и значительнее тысяч сказанных слов. Одна из таких звучит просто: «Любовью и единением спасемся». Для преподобного Сергия эти слова — плод глубокого и преданного Богу сердца. Бог, как учит Святая Церковь, Един и одновременно Троичен в Лицах: Един по Существу и Своему Божественному Началу, но являемый и познаваемый в Трёх Лицах. Эти Лица пребывают в Вечной Любви и Единстве. Для преподобного Сергия опыт созерцания Бога и Его Троичного Единства стал тем, что он передал нам — своим потомкам. Вспомним, что и церквушка, которую он построил, была посвящена Святой Троице.

Залог цельности как своей личности, так и целого государства он видел в преданности Богу. Подвиг очищения своего сердца и ума от сиюминутных амбиций и отказ от борьбы за привилегии в этом мире сделали его борцом за целый народ. Можно было бы бесконечно перечислять его качества, но достаточно будет ограничиться словами русского писателя Бориса Шергина, которыми он характеризовал нашего святого: «преподобный Сергий Радонежский — это совесть русского народа». Действительно, прислушиваясь к этой «совести», народ никогда не собьётся с пути, и наоборот — заглушая её в себе, он теряет себя и падает в бездну самозабвения. Лучшим подтверждением этому служит вся история нашего отечества и в особенности — реалии нашего времени. Преподобный Сергий был тем человеком, которого, говоря языком Льва Николаевича Гумилёва, можно назвать пассионарной личностью, то есть той личностью, которая имеет громадную силу духа, что позволяет вести за собой к вершине бытия целый народ и его поколения, в том числе — и нас.

Актуальна для нас или нет историческая фигура святого Сергия Радонежского, решать нам. Вместе с тем, заметим, что сила духа и святость — это качества, которые не принадлежат ни времени, ни моде, ни возрасту, ни социальному статусу или чему бы то ни было. В конце прошлого столетия известный отечественный кинорежиссёр Андрей Тарковский дал интервью для будущих поколений России, для её молодёжи. Говоря о духовном пути каждого отдельного человека, в качестве образца он вспоминал преподобного Сергия Радонежского, в личности которого видел неповторимую красоту и силу человеческой души. Поэты и писатели, музыканты и режиссёры, люди разных сфер культуры обращались и продолжают обращаться в своём творчестве к примеру этого святого, прозревая его значение и важность в истории нашего народа. Нет сомнений, что среди водоворота событий в нашем отечестве каждый может услышать голос народной совести, который тихо, но отчётливо твердит: «Любовью и единением спасемся».

Священник Александр ГАПКО