История традиционного богородского промысла началась более четырёхсот лет назад с деревянной куклы «Ауки», которую крестьянка однажды умело вырезала для своих детей. Говорят, позже, благодаря местному купцу, она начала делать аналогичные фигурки на продажу. Есть и другая, более красивая и древняя легенда: первые игрушки создавал для ребятишек ещё сам Сергий Радонежский. Одно известно наверняка — в 1923 году появилась сначала артель, а затем и фабрика богородских резных изделий. Сегодня традиционная резьба продолжает развиваться и привлекать почитателей. Во многом это заслуга промышленного туризма. На такой экскурсии побывали и наши корреспонденты.

С чего начинается современная богородская резьба? Не с канонического образца и даже не с качественного материала. Всё дело в опытных мастерах — виртуозно работая стамеской, они из обыкновенного полена создают настоящие шедевры. Сегодня на ЗАО «Богородская фабрика» из 35 сотрудников их всего 18 человек: это и резчики, и плотники, и столяры, и расписчицы. Благодаря налаженной годами работе получаются всем известные кузнецы, медведи, курочки. Есть как старые традиционные образы, так и свежие стилизованные игрушки.

На фабрике нас встречает мастер резьбы по дереву Денис ОЖИГОВ. В профессии он уже 33 года, учился здесь же, в Богородском. Денис в основном работает под запрос — если в магазине при фабрике заканчиваются игрушки, он создаёт новые. Какие-то работы ему приносят на реставрацию из музея. Проводит мастер и экскурсии.

«Сейчас чаще всего вырезаем медведей — они раскупаются лучше всего. Берём старые образцы из запасников и повторяем. На экскурсии я показываю сам процесс: зарубаю изделие, от начала до конца выполняю, даю гостям порезать. Потом туристы изделия забирают. В основном на такие мастер-классы просятся взрослые, приезжают и кустари-самоучки со всей России», — рассказывает Денис.

На мастер-классах медведями не ограничиваются, главное, чтобы по размерам изделие было не очень масштабное. Так, например, стандартного богородского мишку резать нужно около восьми часов, сову — примерно четыре. Мы же стали свидетелями процесса создания небольшого медвежонка, радующегося встрече с бабочкой.

«Из материала используется только липа. Она очень пластичная, не имеет смоляных жил, как сосна или ёлка. Хорошо поддаётся обработке. В любую сторону можно работать с ней: режется и вдоль, и поперек. Не трескается, как другая древесина. Её можно красить, морить или отдавать на роспись», — перечисляет мастер, начиная работать над изделием.

Сначала из наиболее подходящего куска древесины при помощи топора он очерчивает общую форму. В руках резчика-профессионала это получается достаточно быстро и ловко. Затем мастер пересаживается за стол и начинает работать стамесками. «Хотите попробовать?» — спрашивает Денис. «Конечно!» — отвечаем мы.

Стамесок в распоряжении резчика много, разной величины. Беру одну из них — резать не получается, идёт, что называется, тяжело. Мастер немного помогает отрегулировать силу нажатия: и вот я уже понимаю основные нюансы работы. Пробуем стамеску поменьше — спустя три минуты начинаю чувствовать и материал, и инструмент. Только щепки летят!

Работа резчика по дереву довольно кропотливая и в какой-то степени даже опасная — как говорится, достаточно лишь одного неловкого движения. Мы решили больше не отвлекать мастера и направились в музей при фабрике.

***

Здесь представлена коллекция игрушек именитых резчиков по дереву, а также скульптуры, в том числе парковые, и даже предметы интерьера. Про каждый экспонат экскурсовод рассказывает отдельно — интересно слушать и детям, и взрослым.

«Но в основном люди сюда едут не только посмотреть выставку в музее. Мы развиваем промышленный туризм, поэтому экскурсию начинаем со склада липы: дерево около пяти лет сохнет в естественных условиях. Далее — зарубочный цех, где отпиливают брёвна под будущие изделия. После этого в мастерской резчик стамеской вырезает игрушку, показывая разные техники резьбы по дереву», — рассказывает исполнительный директор ЗАО «Богородская фабрика» Ирина ВОЛИВЕЦКАЯ.

Промышленный туризм для фабрики — это один из способов держаться на плаву и поддерживать интерес к богородскому промыслу.

Если раньше, в 1980-е годы, на фабрике работало около трёхсот человек, то сегодня, спустя почти полвека, в десять раз меньше. Главная причина снижения количества кадров в том, что после обучения в профессиональном техникуме молодые специалисты не остаются в Богородском, а разъезжаются по стране — на резчиков учатся в основном студенты из регионов. К слову, зарплата у мастеров сдельная, в среднем при минимальной норме выходит 30 тысяч рублей. Если специалист проводит мастер-классы и активно участвует в программе промышленного туризма, он может получить около 50 тысяч.

«Наше главное направление сегодня — именно туристическое. У нас есть своя гостиница на 35 номеров, кафе, ресторан. Можем принимать большие экскурсионные группы. Мастер-классы есть по росписи и по сборке игрушек», — добавляет Ирина Воливецкая.

Узнать больше о богородской игрушке можно на самой фабрике. Здесь ждут всех, и каждого гостя принимают со всей широтой русской души. Ну, а нам, как наследникам промысла, как минимум хоть один раз в жизни нужно попробовать себя в традиционном народном деле Радонежской земли.

Светлана ГИРЛИНА

Фото: Светлана ВОЛОДИНА