Недавно, в апреле исполнилось 80 лет со дня создания Главного управления контрразведки «Смерш» — самой эффективной спецслужбы Второй мировой войны, не имевшей себе равных по размаху и интенсивности оперативно-разыскной деятельности.
Название «Смерш» расшифровывается как «Смерть шпионам». После Сталинградской битвы, когда миф о непобедимости германской армии был развеян, противник усилил разведывательную деятельность на нашей территории. Возникла острая потребность противостоять этому, советские органы контрразведки были реформированы и по распоряжению Иосифа Сталина создана новая спецслужба.
Подразделения «Смерш» не зависели от военного командования и подчинялись только своим вышестоящим органам. В целях конспирации сотрудникам контрразведки предписывалось носить форму одежды и знаки различия воинских частей и соединений, при которых они несли службу.
Ориентир был взят на наступательную оперативную и зафронтовую работу, радиоигры.
Результаты не заставили себя долго ждать. Всего за годы войны сотрудники «Смерш» обезвредили более 30 тысяч шпионов, 3,5 тысячи диверсантов и 6 тысяч террористов.
В 1943 году был предотвращён теракт в отношении будущих маршалов Победы Константина Рокоссовского и Леонида Говорова, в 1944 году — в отношении Верховного главнокомандующего Иосифа Сталина.
Масштабы организованной «Смершем» «войны в эфире» не имеют аналогов в мире. В ходе радиоигр военные контрразведчики срывали агентурные акции абвера по ведению разведки в прифронтовой полосе и промышленных районах Урала и Сибири. Перехватывали информацию о попытках немецкой разведки создать в тыловых районах СССР очаги сопротивления из уголовников и националистов. Арестовывали заброшенных в тыл немецких парашютистов, от лица которых долгие месяцы передавали в Германию радиограммы об успехах несуществующих боевых групп. Раз за разом заставляли «хозяев» перебрасывать через линию фронта радиоаппаратуру, оружие и боеприпасы, пополнять якобы редеющий состав «повстанцев» свежими силами — выпускниками разведшкол и офицерами абвера.
Начальник немецкой военной контрразведки «Абвер-3» генерал-лейтенант фон Бентивеньи впоследствии признавал: «…почти ни один заброшенный в тыл Красной Армии немецкий агент не избежал контроля со стороны советских органов, и в основной массе немецкая агентура была русскими арестована, а если и возвращалась обратно, то зачастую была снабжена дезинформационным материалом».
Важно отметить, что, помимо оперативной работы, сотрудники «Смерш» принимали непосредственное участие в боях: ходили в атаки, в случае гибели командира могли принять на себя командование подразделениями. Статистика говорит, что служба в контрразведке была крайне опасной: в среднем оперативники выполняли свои обязанности в течение трёх месяцев, после чего выбывали из строя по ранению или смерти.
По окончанию войны органы «Смерш» были реформированы: в мае 1946 года органы их функции передали в особые отделы и подчинили 3-му Главному управлению Министерства государственной безопасности СССР, в которое переименовали существовавший до того Наркомат государственной безопасности.
Фото: кадр из фильма «В августе 44-го...»







