Зинаида ЛУСТА не позволяет себе проявлять слабость даже внешне. По улыбчивой рыжеволосой девушке и не скажешь, сколько всего им с мамой пришлось пережить за последние несколько лет. Череда трагических событий навсегда изменила их жизни, но не смогла сломать внутренний стержень. Ирина с Зиной продолжают любить, строить планы и радоваться каждому дню.

26 декабря 2021 года Ирина Луста ждала дочку дома. На улице была жуткая метель, и когда Зина со своим молодым человеком собралась выходить из гостей, мама настоятельно посоветовала им заказать такси, в такую-то непогоду. Но ребята решили дойти до ближайшей остановки пешком. Время шло, Зины всё не было. В девять вечера её телефон стал недоступен. А спустя пятнадцать минут Ирине позвонили с номера Максима. Незнакомый мужской голос сказал: «Ваша дочь попала под электричку. Она жива, но потеряла обе ноги».

«Я сначала подумала, что это какая-то злая шутка, неудачный розыгрыш, — вспоминает Ирина. — Как потом выяснилось, мне позвонил машинист электрички, на фоне я слышала Зинин голос: «Я не могу встать». До последнего не верила. Осознала уже, когда приехала на место трагедии».

Позже в соцсетях писали, что девочка переходила железную дорогу на участке между переездом на улице Вифанской и платформой 76 км, и её нога каким-то образом застряла в стрелке. Сейчас Зина не помнит, как именно всё случилось, сказался болевой шок. Девочка получила тяжёлые травмы, сразу потеряла ноги по щиколотку. Первую помощь ей оказали Максим и по случайности оказавшийся рядом священник. Зина помнит, как они без конца задавали ей вопросы в ожидании скорой, чтобы девушка не отключилась. Сбившая Зину электричка не смогла остановиться, но остановилась идущая за ней. Именно её машинист и позвонил Ирине.

Вместе с мамой Зину на реанимобиле отправили в Пушкино на экстренную операцию. Из-за раздробленных костей обе ноги пришлось ампутировать по колено. На следующий день девушку на вертолёте отправили в детскую больницу в Люберцы. Угроза жизни миновала, впереди ждало долгое восстановление.

В четырёх стенах

После трагедии следователи изучили вещи пострадавшей, убедились в том, что произошедшее — несчастный случай, а не попытка суицида. А затем состоялась комиссия по делам несовершеннолетних. Там Ирина Луста познакомилась с экс-представителем Уполномоченного по правам человека Татьяной НАКОРЯКОВОЙ.

«Аппарат Уполномоченного всегда стоит на защите прав инвалидов, — пояснила Татьяна Николаевна. — Здесь нужно было понять, организована ли доступная среда для ребёнка, разобраться в том, какая вообще нужна помощь. Поэтому Ирина была приглашена на приём».

Для семьи Луста на тот момент остро встал вопрос с жильём. Мама с дочкой жили в трёхкомнатной квартире с многочисленными родственниками мужа Ирины, которого не стало, когда Зине было пять лет. Теперь дома Зининой коляске было негде развернуться, она не влезала в лифт. Татьяна Николаевна разъяснила, что они могут претендовать на улучшение жилищных условий. Зина в порядке общей очереди, а Ирина — без очереди, потому что в 2017 году их семья пережила другое потрясение. Ирине поставили онкологический диагноз. Женщину успешно прооперировали, но она продолжает наблюдаться у врача и сдавать необходимые анализы каждый год.

К решению проблемы сразу подключились Сергиево-Посадская коллегия адвокатов и администрация округа. Юрист Александр БЕЛОВ сопровождал Ирину с дочерью в суде вплоть до признания их отдельной семьёй от остальных родственников. В администрации им помогли со сбором документов. На жилищной комиссии семью сначала признали малоимущей, а затем нуждающейся. И тогда сотрудники администрации начали поиски подходящей квартиры.

Не отступая от мечты

Из больницы Зину выписали в феврале, а уже весной она в первый раз примерила протезы. Это оказалось очень непросто. Победить страхи помогли волевой характер девочки, поддержка протезиста и забота мамы. Сейчас Зина выходит на улицу в протезах, а коляску использует только дома. Старается жить полной жизнью, видится с друзьями, дистанционно заканчивает девятый класс и собирается поступать на юридическое направление. Она всегда мечтала работать в полиции, и хотя теперь, возможно, столкнётся со сложностями на медкомиссии, отступать от мечты всё равно не собирается.

«По характеру она кремень, — говорит Ирина. — Никогда не просит о помощи, всё сама. «Я дойду, я доеду, я справлюсь». Зина такая с детства. Помню, только научилась ходить, прошу дать мне руку, а она упирается: «Нет, я сама». Характер у неё волевой. Это ей очень помогает по жизни». Новый дом Недавно семья получила ключи от новой полностью отремонтированной квартиры на Фестивальной улице. Две комнаты, два балкона, просторный коридор, большие широкие двери — Ирине до сих пор не верится, что это их новый дом.

«Мне хорошо знаком этот район, — улыбается Ирина. — Я сама родилась на Скобянке, мы постоянно здесь ходили на Ферму через лесок, когда ещё воинская часть была. Эта местность, можно сказать, родная».

У Зины впервые в жизни будет своя комната. Личное пространство — большая радость для шестнадцатилетней девушки. В соседнем подъезде живёт близкая подруга, с таким соседством скучать не придётся. Единственный минус, до остановки идти далеко. С переездом семье помогает Максим — тот самый, что оказывал Зине первую помощь сразу после трагедии. Случившееся только сблизило молодых людей. Совсем скоро в комнате Зины появится новая мебель, а по квартире будут носиться любимые питомцы — собака и две кошки.

После пережитого семья Ирины Луста может ненадолго выдохнуть и от всего сердца порадоваться новоселью. Впереди ещё много испытаний, взлётов и падений, но пока мама с дочерью есть друг у друга, кажется, что всё на свете можно преодолеть.

Елена БАДАЛЯН

Фото: Наталья МАЙОРОВА