Что такое мастерская художника? Для некоторых из них мастерская — то место, где он оказался в текущий момент: хоть в чистом поле, хоть в общественном транспорте. Кто из нас не видел, как вяжет бабушка в электричке или как художник делает набросок в подземном переходе. И то и другое за секунду становится храмом искусства. Ещё один такой пример «моментальной мастерской» мы встретили на вернисаже объединения «Сделано в Хотьково» в парке «Скитские пруды». Резчик Ольга Кореневская, участница вернисажа, воспользовалась минутой, чтобы поработать с деревом, отвечая попутно на вопросы прохожих — и на наши тоже.

КАНОН ПРИШЁЛ ИЗ ДЕРЕВЕНЬ

Изначально мы хотели поговорить об абрамцево-кудринской резьбе. Эта техника впитала традиции, которые веками бродили в абрамцевских деревнях, позже сформировалась как канон в мастерских знаменитой усадьбы, но всё равно осталась в тени более известной и древней богородской традиции.

Богородское стало успешным брендом, а кудринская? Сейчас, как может показаться, никто уже не делает этих причудливых сов, эти шкафчики и блюда с орнаментом, отсылающим к первопечатным книгам. Оказывается, не всё так плохо: мастера есть, некоторым из них эта резьба даёт заработок, а сами они десятилетиями не сходят с творческой дистанции.

Другие, как Ольга, оставляют её на время, попробовав совершенно другой путь в жизни, но всё равно к ней возвращаются. Разговор, который начинался как рассказ на фоне мастер-класса по резьбе, то и дело уходил в сторону.

ПЯТНАДЦАТИЛЕТНИЙ РЕЗЧИК

Ольга родилась в Хотькове, она потомственная хотьковчанка, закончила абрамцевское училище. Кудринской резьбой занимается с 15 лет, со школы. Её первым учителем был Николай Николаевич Симанкин, преподаватель в Учебно-производственном комбинате — так называлась система, в которой старшеклассники на практике получали навыки профессии.

Николай Николаевич, судя по всему, фигура в мире кудринской резьбы знаковая: сам не хотьковский, а нижегородский, поступил в АХПУ, стал резчиком. Страна приближалась к пику «эпохи развитого социализма», а он, тридцатилетний, начал оформлять храмы, хотя буквально за год до этого вступил в официальный советский Союз художников. Сегодня вместе с женой Галиной они одни из главных, если так можно выразиться, законодателей жанра.

Уроки мастера прошли не зря — после школы Ольга поступила в Абрамцевское училище, как и почти все, кто занимался в её группе УПК. Многие начали работать на фабрике резных художественных изделий в Хотькове, и наша героиня тоже.

 

 

УЧИЛА И УЧИЛАСЬ

Потом по семейным обстоятельствам переехала в Москву. Изредка, при случае, что-то продавала из того, что по инерции, как хобби, продолжала делать.

«Началась перестройка, резьба оказалась никому не нужной, а мне надо было растить детей», — и Ольга ушла в педагогику. Работала в строительном колледже и готовила будущих мебельщиков. Преподавала им несколько спецпредметов, связанных с искусством, — рисунок, композицию, конструирование мебели. Ей рекомендовали учиться дальше, и Ольга поступила на факультет декоративно-прикладного творчества Института культуры. Новую специальность она отправилась получать, когда ей было около сорока, а двое из троих её детей уже ходили в школу.

Их группа взрослых студентов была небольшой, всего пять человек, и каждого воспитывали как индивидуальность. Приходили туда люди с конкретными целями. Одна дама увлекалась народным костюмом, но ей не хватало знаний, — после обучения она состоялась как организатор праздников в русском стиле. Другая занималась кружевом, приехала из Орла, славящегося этим ремеслом. Диплом сделала в виде кружевного зонтика, и это стало профессией. Был мужчина, который получил специальность декоратора, — теперь он работает в цирке братьев Запашных. А Ольга после института продолжала совершенствоваться как педагог.

А ЧТО ЖЕ РЕЗЬБА?

Она по-прежнему занимается абрамцево-кудринской резьбой и даже стала своеобразным послом жанра, рассказывая о нём всему миру. Сделала группу в интернете, где показывает удачные образцы резьбы, а то, говорит, иногда стыдно становится за то, что другие называют «кудринкой». Просит знакомых мастеров присылать фото качественных произведений, чтобы выставить их работы на всеобщее обозрение.

«Люди, которые никогда не видели, как это режется, пытаются что-то изобразить, но получается коряво. Всё должно быть по кругу: мотив должен идти в круг, идти волной, зацикливаясь».

Одно из главных правил кудринской резьбы: изображение стилизованное, иносказательное, никакого натурализма. Та же сова никогда не делается «в лоб», как на картинке. Новички прокалываются на нюансах, которые не узнаешь, если никогда не резал по образцам-подлинникам: лепестки-пальчики должны чуть не доходить до края фрагмента, чем больше фасок — тем выразительней объём рисунка, веточки не должны пересекаться… И даже инструмент для этой резьбы свой, с особой заточкой с разных сторон.

Традиции не исчезли: из тридцати человек, что учились вместе с ней в АХПУ, пятеро остались в Хотькове — они и продолжают дело. Каждый год училище выпускает новых. Проблема в раскрутке: «Уметь-то мы умеем, а применить где? Хотя бы так, продавать на ярмарках», — говорит Ольга.

Владимир КРЮЧЕВ

Фото: Дамир ШАВАЛЕЕВ