9 мая страна отметит 77-ю годовщину Великой Победы. Мы продолжаем цикл историй участников и свидетелей тех событий. Сегодняшний герой — Владимир Дмитриевич ПРИЧИНЕНКО, лётчик, полковник в отставке, участник штурма Берлина и взятия Кёнигсберга. Владимиру Дмитриевичу 21 апреля исполнилось 98 лет.

Из аэроклуба в лётное училище

Я родился 21 апреля 1924 года в посёлке Сибирском, что в Омской области. В 1941 году окончил девять классов школы. Потом семья переехала в небольшой шахтёрский городок в Новосибирской области. Люди знали, что Гитлер усиленно готовится к войне. Мы тоже готовились: молодёжь учились на радистов, например.

22 июня помню хорошо. Было воскресенье, я выхожу из кинотеатра и слышу, что работает громкоговоритель: «Граждане и гражданки Советского Союза! Выступает Вячеслав Михайлович Молотов». Народный комиссар иностранных дел сообщил, что начались бомбардировки наших городов.

Поговорили с отцом. Он занимался продовольственным снабжением, был у шахтёров в авторитете, его любили. Мы с ним договорились, что пойдём на фронт вдвоём, добровольцами. Он так и написал комиссару, чтобы нас приняли в танковое училище. Отца взяли, а мне отказали как несовершеннолетнему. Сказали, что нужно немного подучиться.

Я пошёл в аэроклуб, где меня согласились принять. Сообщил завучу в школе, что в 10 класс не пойду. Я был отличником, меня отговаривали — мол, успеешь навоеваться. Но я всё для себя решил

Аэроклуб был в Прокопьевске, позже его перевели в Новосибирск. Я продолжал летать там. Полностью закончил программу. Год шёл к завершению, а в лётную школу, где готовили бомбардировщиков, нас не брали, из-за чего курсанты сильно возмущались. В тот момент началась эвакуация производств. Новосибирск заполнили заводы.

Я полгода проработал слесарем-сборщиком, а потом меня определили в военную авиационную школу пилотов ВВС Красной Армии.

Надёжное крыло

В училище я освоил два вида самолётов: Р-5 и скоростной бомбардировщик СБ, он же АНТ-40. Положение было нелёгкое: нас не могли как следует одеть, накормить. В один момент мы даже завшивели. Потом, правда, нам привезли всё чистенькое, выдали форму, отмыли в бане.

Курсантов постарше определили на Сталинградский фронт. Меня и брата Шуру (Александр Павлович Причиненко, 1923 г. р., тоже пилот. — Ред). призвали не сразу. Но потом к нам прибыли лётчики, начали отбор. Я был невысокий — 170 сантиметров, не в пример другим курсантам. Нашёл кочку, встал на неё и сильно тянулся, чтобы казаться выше. Упёрся в одного лётчика взглядом, он выбрал меня. Так я попал в Тоцкую военную авиационную школу пилотов в звании младшего лейтенанта.

В запасном полку освоил новый бомбардировщик ИЛ-4. С 1 мая по 1 сентября 1943 года я учился летать на нём, прошёл дневную программу, начинал ночную. Теорию не изучали, так как на это не было времени, только практиковались. Командир спросил: смогу ли лететь я сам, ночью? Я заверил, что да. Шура хорошо летал по ночам, его хвалили. Я тогда один слетал благополучно.

От команды зависело многое. В неё входили радист, стрелок, пилот и штурман. Мне дали моего первого штурмана. Он мне не понравился, и я не ошибся во мнении. В последнем учебном полёте он никак не участвовал в прокладке маршрута обратно на аэродром, не говорил ни про снос, ни про корректировку. Мы провели в воздухе 40 лишних минут, путь на аэродром в итоге искал я сам — вёл в уме расчёты. Очень боялся, что не хватит топлива в баках. Только коснулся колёсами земли, горючее кончилось, двигатели встали. В рубашке я родился. Официально об этой ситуации сообщать не стал.

Начались сборы. Я попал в 28-й гвардейский бомбардировочный Смоленско-Берлинский Краснознамённый авиационный полк дальнего действия. Там я узнал, что моего брата Шуру подбили в Карпатах. Наши войска почти всю территорию СССР освободили, дальше шла Румыния. Мне сказали, что он не вернулся с задания. Я остался один.

На Берлин!

Шёл 1944 год, я уже летал с другими штурманами, осуществлял на своём самолёте бомбометание. Разместили нас в замке, питание было организовано, как положено. Жили в нормальных условиях. Рядом был Кёнигсберг, откуда немцы наведывались и сбивали наши самолёты.

Однажды я после задания захожу на посадку. Вижу, идут трассеры по мне — немец идёт сзади. Я сделал разворот, гадаю, повредил ли он меня? А немец взял и поравнялся со мной. Смотрим друг на друга — немец и я. Он ждёт, упаду я или не упаду. Я взял резко в другую сторону, начал набирать высоту. Занял место над Неманом, связался со стартом, мне сказали, что его отгонят.

Дождался разрешения на посадку, сел, начали мой самолёт проверять. Смотрю, а рядом с баком прострелы, совсем немножко он в бак не попал! Машину подлатали, я на ней и дальше летал

16 апреля наши начали штурм Берлина. Мне дали хорошего штурмана, мы полетели. Жуков поставил задачу: помогать прорываться с запада, пробить оборону. Эта сторона вся была в дзотах. Мы выполнили задание, но штурману стало в воздухе плохо, пришлось сесть на соседний аэродром.

В апреле 1945-го мне был 21 год. Мы базировались в городе Мендзыржеч, в Польше. Продолжали вылеты, учились летать в прожекторах. В одном из полётов мне сообщают: кончай воевать, возвращайся на аэродром. Так я узнал о Победе. В это время подписывался документ о безоговорочной капитуляции Германии.

На страже неба

После войны я вернулся в Сибирь, к матери. Голод был жуткий. Пошёл учиться в юридическую школу, после чего три года отработал следователем Центрального района Новосибирска. Но это занятие пришлось мне не по душе. К тому времени обстановка в мире накалялась: началась холодная война. И вновь пришла повестка в военкомат — меня призвали в противовоздушную оборону Москвы. Я попал в истребительный полк, где стал помощником командира командного пункта. Мы управляли истребителями, следили за воздушной сферой, сбивали разведывательные стратостаты. Я прослужил 25 лет, защищая столицу. Когда исполнилось пятьдесят, решил демобилизоваться. Ушёл в запас в 1974 году. Уехал в Новосибирск, работал в строительстве, обзавёлся дачей. В то время это было модно. Построил небольшой домик, и так прожил до 2000 года. А потом переехал сюда, в Сергиев Посад. Дочь и зять на этом настояли.

Евгения НИКОЛАЕВА

Благодарим за помощь в подготовке материала Арсения Арутюняна, куратора проекта «Память сердца».

Читайте нас в телеграм-канале https://t.me/vperedsp »