Предметы искусства обычно не относят к товарам первой необходимости, но примеры из истории показывают, что все эти «необязательные» вещи всё равно нужны людям — будь то дорогие картины и скульптуры или простая авторская мелочь. Как местный художественный рынок отреагирует на нынешние изменения в экономике и в обществе? Мы поговорили с мастерами о том, смогут ли они прокормить себя и семьи своим ремеслом в переломный момент.

В пределах пятисот рублей

Анна ЗАЙКИНА — владелица магазина «Посадская матрёшка» на улице Карла Маркса. Это и лавка, где собраны работы местных авторов, и мастерская. На туристов такое сочетание действует магически: приходишь, видишь шедевр на полке, получаешь материалы, расписываешь свою матрёшку, и всё это вместе с настоящими практикующими художниками.

Анна видит, что местные авторы и после пандемии-то ещё не пришли в себя, а тут новая встряска. Туристов в городе сейчас в разы меньше, матрёшка как сувенир не востребована совершенно. Продаются единичные авторские вещи, на которые охотятся знающие коллекционеры, но погоды это не делает.

Средний чек сильно упал: покупают, в основном, недорогое, в пределах 500 рублей, что-то из пасхального и новогоднего ассортимента. Ещё более-менее активно приходят детские группы, они заказывают мастер-классы и экскурсию по лавке.

«Мастер-классы для детей — это, пожалуй, единственное, что держит нас на плаву», — говорит предприниматель. Она ищет выход и способы разнообразить свой бизнес: планирует открыть гостиницу, развивать праздники улицы Карла Маркса, которые оживляют почти каждый магазин и ресторан, расположенный на ней. Связывает надежды ещё с одним своим проектом — творческим пространством «ТрикотажкаПлейс» на той же улице. Прилавок с ремёслами, внедрённый в модную креативную атмосферу «Трикотажки», неожиданно оказался успешным.

Председатель местного отделения Союза художников Максим БУЛЫГИН видит ситуацию по-своему: «В трудные годы главным заказчиком у творческих людей было государство, и я надеюсь, сейчас придёт такое время». С его слов, жёсткие времена накладывают на художников обязательства. Очевидно, что их искусство должно соответствовать периоду, которое будет занесено в учебники с тем или иным знаком: «Делать вид, что нас это не касается — мы вне времени — боюсь, такое не будет востребовано».

На государство надейся…

О госпрограммах говорит и Лариса РАПОПОРТ, руководитель творческого объединения «Сделано в Хотьково». Ей бы хотелось видеть что-то хотя бы отдалённо напоминающее советскую систему поддержки авторов. Она называет её «рациональной и функциональной»: существовал институт народных промыслов, куда приглашались мастера, они выполняли художественные образцы, а те потом направлялись на производство и тиражировались.

«Речь идёт о том, чтобы такая задача ставилась, чтобы были современные русские игрушки, — призывает Лариса. — Сейчас нет понимания, что национальное искусство важно, что его надо поддерживать. Если мы хотим сохраниться как этнос, должна появиться государственная политика на этот счёт».

Лилия МИРОНОВА из лавки «Пёстрая кошка» на улице Шлякова верит в способность местных ремесленников поддерживать друг друга. Она приводит в пример ярмарки, которые организует творческое объединение «КвадратЪ», куда приглашают мастеров, как профессионалов, так и любителей. И другой пример, из истории.

«Сергиев Посад прошёл не только школу мастерства, но и школу торговли, — напоминает она. — Мастер — это и художник, который создаёт образ, и тот, кто воплощает его в материале, и тот, кто умеет продавать».

Сама она училась этим навыкам, посещая ярмарки, где подмечала всё, что успевала: оформление торгового места, грамотную выкладку, навыки работы с клиентом, возможности обратной связи. «Выживают те, кто это умеет делать», — резюмирует Лилия. «Говоря о ярмарках, о торговле, непонятно, что будет стоить наше искус-ство. Нужно быть готовым к тому, что это может иметь совершенно иную ценность или не представлять никакой ценности совсем. Чудовищно сложная история предстоит», — рисует возможную перспективу Максим Булыгин.

С другой стороны, по его же словам, примеры из истории показывают, что после любого кризиса начинается возрождение. «Мы знаем, что рассвет будет. У нас есть шанс увидеть, как мир изменится. Впереди нечто такое, что крайне любопытно, и всем интересно дожить, досмотреть».

Никто из наших собеседников не собирается ставить точку в том, чем занимается: одни осваивают смежные виды бизнеса и пишут заявки на гранты, другие надеются, что государство поможет с заказами, третьи совершенствуют своё дело и ищут поддержку среди коллег. Промыслы и ремёсла помогали сергиевопосадцам с момента основания города, и сегодня прошлое игрушечного центра, его культурное наследие, навыки и наработанные связи с покупателями окажутся как никогда кстати.

Владимир КРЮЧЕВ

Фото: Светлана ВОЛОДИНА

КОММЕНТАРИЙ

Анна ЗАЙКИНА, владелица магазина «Посадская матрёшка»:

— Честно говоря, всем сложно. Хочется крутиться, сохранять рабочие места, поддерживать общее настроение. Мои художники останутся при деле, я не планирую никого распускать. Попробуем вступить в программу социальных предпринимателей, получать субсидии, гранты — ради того, чтобы не закрыться и не похоронить промысел. Самый приятный отзыв, который я слышала, это когда люди говорили, что выбрали Посад для жизни, потому что здесь есть, где проводить время, развиваться. Сейчас думаю, как увеличить приток таких людей. А поддержит нас даже то, что жители будут приходить и интересоваться работами местных мастеров.