В предновогодние дни не только происходят, но и вспоминаются всевозможные добрые и интересные истории. Одну из них расскажем сегодня.

В июне 1959 года в Москву прибыл Дом моды Christian Dior. В составе группы был его художественный руководитель, 23-летний модельер Ив Сен-Лоран, и с ним — 12 манекенщиц.

Это событие стало возможным благодаря хрущёвской оттепели. Французы были одними из первых, кто смог отодвинуть «железный занавес» СССР. Считали, что их изысканный, утончённый, аристократический стиль должен был поразить советскую столицу, далёкую от роскоши.

Приезду парижан предшествовали большие хлопоты, множество протокольных согласований, подготовка своеобразной инструкции для прибывающих гостей. Некоторыми её пунктами французы были обескуражены. Например, тем, что гости не смогут купить в Москве виски, и указаниями о том, что чаевые можно давать только в такси, в качестве сувениров брать лишь книги и значки, а если презенты — то недорогие.

Наша сторона проявила и уступчивость. Господин Руэ, генеральный директор Дома Christian Dior, вспоминал: «Мы подумали о том, что нам понадобится парикмахер. Нам сказали, вы можете привезти с собой парикмахеров. Я также попросил разрешения привезти французского фотографа. Ответили — разумеется, и даже если вы хотите, чтобы вас сопровождал ваш священник, мы заранее согласны».

На пять дней «послы элегантности» везли 120 больших чемоданов одежды и аксессуаров, застрахованных на 100 миллионов франков, и большой объём духов (распылять в зале во время дефиле и на презенты).

Поездка была тщательно срежиссирована ещё во Франции. Кроме 14 показов в столице предусматривались фотосессии на улицах города. Снимал происходящие события знаменитый Говард Сочурек из американского журнала «Лайф», который не раз бывал в СССР и проехал с фотоаппаратом от Крыма до Якутска.

СВЯТИЛИЩЕ СОБЛАЗНОВ

Дворец культуры «Крылья Советов», где проходили демонстрации мод, журнал «Огонёк» назвал «святилищем соблазнов».

Сколько было желающих попасть туда! Советские чиновники ещё до приезда парижан сообщили им, что все билеты проданы и, вероятно, будет предусмотрено два дополнительных показа. Но они лукавили: билетов в открытой продаже не планировалось. Известный модельер Ирина Крутикова, дочь руководителя «Разноэкспорта» в Министерстве внешней торговли, рассказывала, что вход во Дворец культуры производился по приглашениям, которые выдавались в основном в МИДе, Внешторге и правительственных кругах, всего 11 тысяч экземпляров.

Обычные граждане довольствовались информацией журналистов. В частности, «Огонёк» писал, что советской женщине никакой Диор не нужен. «Зрительницы отмечают: «Зачем платья из плотной шерсти так сильно открыты? Ведь это почти сарафан. Для нас, северян, это не особенно практично. А летом, даже вечером, будет жарко в таком платье. Платья коротковаты. Полных и низкорослых это вряд ли украсит. Ручная вышивка по тюлю — это, конечно, очень красиво, но кто может позволить себе такую дорогую вещь?»

После показов манекенщицы выходили в город в подиумных нарядах — на Красную площадь, в ГУМ, на улицы. Они зашли даже на Тишинский рынок за цветами, которые раздаривали москвичам. Примечательно, что серия столичных снимков сделана Г. Сочуреком на цветную пленку.

«РАЙСКИЕ ПТИЦЫ» В ЛАВРЕ

Среди манекенщиц, вероятно, были и те, кто исповедовал православную веру. Во всяком случае, четыре француженки приехали в закрытый тогда для иностранцев город Загорск.

Серия фотографий Г. Сочурека интересна для нас не менее столичной. Возможно, мастер учёл особенность съёмок, поэтому сделал их чёрно-белыми. На них мы видим, насколько просто и скромно одевались наши жители через 14 лет после опустошительной войны. Француженки среди них выглядели райскими птицами. Денёк был прохладным и мокрым.

Снимок перед входом в лавру. Француженки с интересом рассматривают видные из-за стен золотые купола. А рядом две наши женщины, в сереньких платках, одна в матушке-телогрейке и резиновых сапогах, другая — в стареньком пальто. Ближе к Красногорской часовне стоят крытая и открытая полуторки, от которых в сторону Святых ворот направляется офицер.

А вот модели выходят из «Галантереи», которая находилась в торговом ряду у стен монастыря. Старожилы помнят, что там кроме профильных товаров продавалось много полезной мелочёвки. Купили ли что-нибудь себе на память парижанки?

Заходили они и в Надкладезную часовню. Перед ними оттуда вышел сказочный дедушка с авоськой в руках, с белой бородой. На снимке видно, что персонаж заинтересовал модниц.

Фотограф запечатлел, как манекенщицы кормили голубей, ставили свечи в Успенском и Троицком соборах, внимательно рассматривали иконы.

…В 1965 году группа советских модельеров побывала в Париже. Интересно их мнение о поездке: «Среди моделей одежды нет ничего такого, что было неприемлемо для нас. Повседневные платья все с поясом на талии, прямые... Нарядные платья, драпированные из крепов светлых тонов, очень похожи на нашу «москреповую» группу тканей».

Так-то оно так, только красивые модели платьев, рождавшиеся в Доме моды на Кузнецком Мосту, чаще всего там же и умирали, до народа не доходили. Они остались на страницах журналов «Ателье», «Журнал Мод», «Шейте сами», «Ленинградские моды» и малодоступных прибалтийских изданий.

Валентина БОЛОТОВА

Фото Говарда СОЧУРЕКА из открытых источников