В начале декабря российские школьники написали итоговое сочинение. Очень похожее на выпускное, но не совсем. Экзамен стал демократичнее по форме и смелее по содержанию. Школьникам предложено выбирать из пяти интересных и, главное, актуальных тем, куда больше связанных с их жизнью, чем темы клас- сического выпускного сочинения 2008 года и более ранних образцов. Никаких догматических и архаичных сюжетов из русской классики: думай, рассуждай, твори, опираясь, конечно же, на литературное наследие, но с большим полётом мысли. Нам бы так в своё время, мы бы развернулись.

Блок туриста

Первый блок. И сразу попадание в яблочко. Туризм и путешествие во всех его ипостасях. В 80-е и 90-е годы прошлого столетия эти темы навевали бы смертную тоску да уныние. Школьники в своём большинстве видели мир только по телевизору и на страницах журналов. Сейчас же добрая половина пятиклассников хоть раз отдохнула на море. Кто-то даже на Средиземном. А те, кто не отдохнул, видели блог Варламова, постигающего неприглядные и небуклетные урбанистические пейзажи.

Если повезёт, попадётся простая тема. «Как путешествия могут изменить человека?» Для хорошиста — семечки. В качестве иллюстрации берутся два литературных героя: кто-то типа Джима Хокинса из «Острова сокровищ», Евгения Онегина или Чацкого, немало поколесивших по стране и всему миру.

Необычно можно развернуть тему «С кем из литературных героев вы бы отправились в путешествие?». Здесь сразу хочется подсесть в вагон к Венедикту Ерофееву. Путешествие локальное, может быть, зато с огоньком. Идейным лентяям и прокрастинаторам подошло бы путешествие на гончаровском фрегате «Паллада». Не менее «вкусным», но только для заведомо сильного ученика, окажется путешествие в любую историческую эпоху.

Блок прогрессиста и ретрограда

Следующая «чёртова дюжина» тем посвящена коллизии технологий и цивилизации, с которой мы сталкиваемся ежедневно. Любители утопий, антиутопий и фантастики могут написать потрясающее и, главное, развёрнутое сочинение с личными примерами. Тут вам и модный экологический тренд, и угроза порабощения человечества искусственным интеллектом. Выигрышной темой для выпускника можно назвать, к примеру, сочинение «Должен ли учёный думать о последствиях своих открытий?». Вспоминаем Булгакова и «Собачье сердце» с потенциально жуткими последствиями эксперимента над природой. А в довесок приводим пример изобретателя советской водородной бомбы академика Сахарова для получения вожделенной пятёрки за содержание. Лирикам придётся по душе разрез

«Есть ли что-то в человеческой жизни, что невозможно заменить никакими технологиями?». Сочинение про дружбу, любовь, родителей, отчий дом, голубое небо, зелёную траву и много чего ещё.

Блок права и справедливости

Третья корзина тем пришла из прошлого и была специально собрана для любителей «достоевщины». По сути, 12 сочинений из 13 сводятся к трактовке «Преступления и наказания» с разных сторон, и только одно призывает порассуждать над природой злодеяний у Вольтера: кому и почему нужны преступления, сильному или слабому человеку? Коллизия права и справедливости, способности прощать и оправдывать любые злодеяния, подменять юридические наказания муками совести. Возможность погрузиться в страдания Солженицына и героев Максима Горького у выпускника тоже есть, но и риск запутаться в понятиях слишком велик.

В качестве ответвления блока фигурирует тема «Что такое преступление против самого себя?». Для выпускника лишний раз поразмышлять об этом не помешает даже формат сочинения, поскольку главным преступлением против самого себя в молодости считается чужой выбор специальности, призвания, жизненного пути. И даже про экстремизм здесь можно при большом желании поговорить, если попадётся тема «Когда слово становится преступлением?».

Блок фантазёра

Пожалуй, самый увлекательный и образный. Книга, музыка, спектакль или фильм, написанный про автора сочинения. Читать такие сочинения интересно потому, что автор раскрывается, как на ладони. Согласитесь, мало кто хочет себя ассоциировать с мещанским героем Чехова или того хуже — Акакием Акакиевичем из гоголевской «Шинели». Но вдруг найдётся такой самоуничижительный смельчак? Хотя в 16 лет модно считать себя либо великим полководцем, способным принимать решения, либо нигилистом Базаровым, и лишним пушкинско-лермонтовско-грибоедовским человеком, не таким, как все.

Минпросвещения играет формулировками, оставляя возможность соскакивать на другие темы: «Произведение, которое взволновало», «Произведение, которое открывает путь к самопознанию», «Обязательно к прочтению», «Произведение, близкое внутреннему миру», «Произведение, которое можно посоветовать друзьям» и так далее.

Блок гражданина

Или набор тем под кодовым названием «Кому на Руси жить хорошо?». Вот тут и вскроются юные державники, либералы, социалисты и революционеры. Хочешь-не хочешь, а в 350 словах раскроешь, как на духу, собственное понимание патриотизма, справедливости, счастья (общечеловеческого, общегражданского или классового, если кто-то отважится использовать революционный подход). Посложнее будет работать, опираясь на конкретику: в одной из тем Минпросвещения просит развёрнуто прокомментировать утверждение Белинского «Кто не принадлежит своему Отечеству, тот не принадлежит и человечеству» и фразу Фазиля Искандера «У человека есть ещё одна возможность быть счастливым — это умение радоваться чужому счастью».

Сергей РУНЬКО

Фото Алёны РУНЬКО и из архива редакции

Глас одиннадцатиклассников

Анна ГРИФФИТС

— Я выбрала тему путешествия в прошлое. В сочинении приводила в пример воспоминания героев, которые бегут в прошлое: Обломова и Гарри Поттера. Мне было проще рассуждать над погружением в свои мысли и том, как нужно не бежать от проблемы, а решать её.

Мария МАРЕЕВА

— Я выбрала тему из четвёртого направления: произведение какого автора порекомендовала бы своим друзьям. Я выбрала поизведение О. Генри «Последний лист», так как считаю, что там раскрывается проблема любви и самопожертвования, от чего человек готов отказаться ради счастливого будущего другого.

Егор НОВИКОВ

— Я выбрал тему из четвёртого блока. Её проще всего раскрыть. Для этого я взял произведение Гомера «Илиада». Я посоветовал бы другу эту книгу, потому что она раскрывает природу человеческой нравственности, напоминает человеку о его традициях и началах.

Карина ПРЯДКО

— Я выбрала последнюю тему про патриотизм. Проиллюстрировала её произведением «Война и мир», где очень ярко описывается эволюция ценностей героев, например Болконского, который сначала пошёл на войну из одних побуждений, а после стал готов на самопожертвование.