Историко-художественный музей-заповедник открыл выставку, где собрал всё самое интересное из нового от авторов Сергиева Посада и окрестностей — в этом суть «Осеннего салона», нашей местной маленькой легенды с почти 30-летней историей. Поучаствовать в этом событии хотели многие, заявки подали самые сильные, отбор оставил лучших. Результат — в Главном корпусе музея в самом центре города.

«Лучшее, что делается руками в Посаде»

Десять из 55 работ на новом «Осеннем салоне» представляют дебютанты, по большей части молодые. Это много, хотя и не рекорд: в иные годы число новых имён доходило до четверти от всего числа участников, и для многих из них, начинающих, «Салон» стал первым серьёзным событием в карьере художника.

Открывать новые имена — не единственная задача этой супервыставки, стремящейся объять как можно больше. Она сама по себе становится своеобразным знаком качества. Если вы считаете, что ничуть не разбираетесь в искусстве, но хотели бы быть в курсе того, что происходит в местных творческих кругах, «Салон» будет идеальной точкой начала этого пути. Случайных работ на музейной площадке не может быть: ни одна из них не потеряет с годами, ни одна не сфальшивит.

Салон меняет тематику каждые три года: на смену живописи приходит храмовое, а затем декоративное искусство. Нынешний смотр войдёт в историю именно под знаком декоративного: в зале — работы авторов, работающих с керамикой, металлом, деревом, костью, тканью. Ничуть не умаляя достоинства и глубины каждой, можно смело сказать: это всё то, чем можно и нужно пользоваться в жизни, что дарить и чем украшать дом, что вешать на стену и куда ставить цветы. Другими словами, то, с чем так хорошо жить.

Или так, словами председателя местного отделения Союза художников Максима Булыгина: «Всё лучшее, что делается руками в Посаде».

В первый и последний раз

«Осенний салон» — редкая, если не единственная, местная выставка, где победители получают не только славу, дипломы и статуэтки, а настоящие деньги. Суммы измеряются десятками тысяч рублей и поступают от одного из соучредителей — администрации округа.

Несколько лет назад «Салон» получил поддержку от местного бизнеса: с 2016 года «Галерея Леже» вручает собственный подарок в отдельной номинации.

Сказать своё слово могут и зрители, проголосовав за понравившуюся работу. Они включились активно: за пару суток ящик для записок с именами авторов заполнился почти наполовину.

Принято считать, что художники отправляют на «Салон» вещи, которые делают не для продажи, а для души. Увы, правда жизни вмешивается даже в самую идиллическую картину. Сами авторы рассказывали нам, что каждую осень сталкиваются с чертовски сложным выбором: обычно они работают с колёс и перед выставкой вынуждены определяться, отдавать ли произведение на долгую экспозицию, надеясь на победу или хотя бы внимание, или получить за тот же предмет деньги от заказчика здесь и сейчас.

Так что сходим в музей, поглядим на хорошие работы, пока те ещё не канули в частные коллекции и запасники — вполне возможно, что мы видим их в первый и последний раз.

Самый сильный за много лет?

У «Салона» нынешнего, «декоративного», года есть все козыри — он обещает стать наиболее сильным за много лет существования. С одной стороны, традиция прикладного искусства в Сергиевом Посаде и окрестностях насчитывает столетия, и такой опыт не проходит даром. Вторая причина — современная: почти все художники-участники провели два года взаперти, впервые вышли в свет, и для такого события припасли самое интересное

Что спасло «Салон» от закрытия?

Интересная деталь: именно прикладное творчество в начале 2000-х, когда судьба «Осеннего салона» висела на волоске, помогло ему сохраниться — работы убедили организаторов и публику, что такой выставке ещё рано говорить «прощай». Учредители обещают, что такого не повторится. «Администрация округа и Союз художников никогда не закончат этот проект», — официально заявила на открытии в четверг заместитель главы администрации округа Ольга Дударева. Заместитель гендиректора музея Светлана Николаева как человек творческий воспользовалась рифмой: «Салон у нас если не вечный, то очень долговечный»

Подслушано в залах музея. Реплики от смотрителей и посетителей «Осеннего салона-2021»

<< Олег Данилов создаёт «декоративные, но очень прочувствованные работы»

 

 

 

 

 

 

Олег Саломакин «режет нэцкэ круче, чем в Японии.
Не шучу» >>

 

 

 

 

 

 

<< Денис Крахотин «придумал простую и законченную форму»

Елена Бокова «сделала такую керамику, которая не похожа на керамику»

Анна Андрианова «меня просто напугала своей Марией Стюарт! Впечатляет. Я слышала, что она несколько вариантов уничтожила, прежде чем получила этот» >>

Владимир КРЮЧЕВ

Фото Светланы Володиной

Больше фото в галерее >>