Каждое 4 ноября Россия ищет национальную идею. 2021-й год не исключение. Вроде бы давно пора уже определиться с этим, если не раз и навсегда, то на ближайшие лет 30 как минимум. Но сейчас мы от этого далеки как никогда, увы. В ходе недавнего Валдайского форума президент России заявил о третьем пути, которым планирует идти наша страна. Сначала не оставил камня на камне от капитализма, который, по версии Путина, исчерпал себя, затем катком проехал по социалистической модели, обвинив большевиков. Третьим путём, вроде как, должен стать разумный консерватизм, который вкупе с патриотизмом позволит сохранить цивилизацию от соблазнов и истощения.

И всё бы ничего, но сколько-нибудь единого и непротиворечивого понимания того и другого нет в природе. К примеру, русский писатель Александр Солженицын, по мнению некоторых россиян, разумный консерватор и патриот. Его молодого и ныне живущего коллегу Захара Прилепина тоже причисляют к разумным консерваторам и патриотам, но совершенно другие люди. Спросите идейного либерала и социалиста, кто из них разумнее и консервативнее — получите диаметрально противоположные ответы.

Можно ли сформулировать национальную идею так, чтобы разом ответить на все интересующие вопросы? Пожалуй, что нет. Ни одна абстрактная модель на статус общепримиряющей не претендует даже близко. Единственное, что остаётся, — взывать к логике на конкретных примерах. Провозгласить, скажем, национальной идеей борьбу с пандемией, сплотив тем самым пролетариат и буржуазию. Польско-литовское войско и COVID-19 роднит то, что видеть их в России не хотели и не хотят.

Новые Минин и Пожарский у нас имеются в лице создателей и испытателей вакцины «Спутник-V». Вот они: руководитель Центра имени Гамалеи Александр Гинцбург и начальник 48-го ЦНИИ войск РХБЗ (проще — «Вакцины») Сергей Борисевич. И народное ополчение под боком в лице привитых или планирующих, и молчаливые пособники интервентов среди антиваксеров...

Как мы знаем, коронавирус не щадит ни одну политическую модель и ни один режим. Пандемия одинаково проверяет на прочность и новорождённый разумный консерватизм Владимира Путина, и китайский социализм Си Цзиньпина, и трансатлантический и транстихоокеанский глобализм США, и антикоммуниста Болсонару из Бразилии, и европейскую социал-демократию с зелёным оттенком.

У большинства из нас есть уникальный шанс увидеть, какие модели и системы ценностей выйдут из пандемии потрёпанными и побитыми, а какие напротив — посвежевшимии и похорошевшими, готовыми к динамичному развитию. Система какого типа решит все поставленные задачи, а какой понадобятся тяжёлые и болезненные реформы с последующей работой над ошибками. Самую эффективную абстракцию можно будет взять на вооружение на долгие годы и временно закрыть вопрос с национальной идеей и её поисками.

С Днём антиковидного народного единства нас всех. Другого пути к самообретению, кроме как вооружиться QR-кодами и прогнать интервентов, у нас нет.

Сергей РУНЬКО

ОПРОС >>