Мы живём в необычное время, когда смертельный вирус ежедневно уносит тысячи жизней, а человек по-прежнему не умеет его лечить. За полтора года, прошедших с начала пандемии, у нас была возможность по-другому взглянуть на очень многие аспекты «прежней», доковидной жизни. В чём-то мы стали ближе друг другу: стали больше ценить жизнь и здоровье близких, более уважительно относиться к врачам, которые не жалея себя, ежедневно спасают жизни. Но усилились и разногласия — по вопросам, которых совсем недавно ещё вообще не существовало. Главный из них — вакцинация. Несмотря на отрицание её необходимости со стороны части общества, она необходима, другого выхода нет, и это нам всем, по-видимому, ещё предстоит осознать. Дай бог, чтобы к каждому из нас это осознание пришло не самой дорогой ценой.

Андрей:

— Тяжёлый вопрос. Скорее всего, пандемия разобщила нас. Начнём с того, что люди никак не могут определиться, что лучше – быть привитым или нет. Те, кто привился, плохо относятся к тем, кто не привит и начинают друг на друга рычать. По телевидению ничего не могут внятно объяснить. Специалисты-врачи не могут напрямую высказать свою точку зрения, потому что после этого они будут в опале и это грозит их профессиональной карьере.

Евгения:

— Мне кажется, что коронавирус с единством вообще никак не связаны. Единство само по себе, а пандемия сама по себе. Сплотила ли пандемия наших граждан? Я не вижу этого на деле. У меня есть примеры, когда доктор не отреагировал на болезнь пациента, и с высокой температурой маленького ребёнка несли на приём, не приняли вызов на дом. А есть примеры, когда, казалось бы, фельдшер с другого участка и вообще из другого посёлка по-человечески и помог, и подсказал, и направил к нужным специалистам, и даже позвонил несколько раз, убедиться, что всё получилось. И единство, и пандемия — всё это от людей. Кто-то мимо сидящего на лавке не пройдёт, а у кого-то будешь помощи просить, и не дождёшься.

Алексей:

— Прежде всего, пандемия разъединила нас на вакцинированных и невакцинированных. Без прививки ты как человек второго сорта. Например, я сам не вакцинировался и не собираюсь, как изгой. Люди за последний год ожесточились и даже не из-за тяжёлого экономического положения, а из-за постоянного напряжения, ограничений. На прошлой неделе я был в Самаре, забронировал себе номер в отеле, приезжаю, а меня без QR-кода не пускают. И что мне теперь, в машине ночевать?! Пришлось искать апартаменты, куда пустили без QR-кода.

Елизавета:

— Есть ещё разлад семейный. Мы не привыкли долго находиться вместе, все работают, заняты, а тут нас закрыли в одной квартире и люди начали ругаться, потому что просто не умеют выстраивать взаимоотношения, разучились общаться. Так что ситуация с пандемией однозначно плохая для всех.

Татьяна:

— Знакомые из-за рубежа удивляются, насколько у нас противятся антиковидным мерам. «Да, — говорят,— вы считаете, что прививки и маски «не помогают». А локдаун у ВАС. Мы уже нормально живём». Что может объединить наш народ, не знаю. На мой взгляд, люди слово «свобода» воспринимают превратно. Значит, пусть будет такая свобода. Как говорится, чем больше антипрививочников, тем меньше антипрививочников. Лишь бы склок было меньше, тяжело наблюдать за руганью. Стараюсь избегать.

Мария:

— Все адекватные люди стараются держаться вместе. Главное, соблюдать меры безопасности, а во время локдауна стараться реже посещать общественные пространства. Сейчас есть тренд на перенос мероприятий в онлайн, и я его придерживаюсь. Это мощная психологическая поддержка для тех, кто остался без привычного офлайн-общения.

Анастасия:

— Пандемия разобщила людей. Все делятся на группы: кто за, кто против вакцинации. Ругаются в очереди на пунктах вакцинации. Люди устали, и от этого становятся более озлобленными. Процесс сплочения требует больших усилий, на мой взгляд…

Михаил:

— Коронавирус — общая беда, которая не соединила людей, а разобщила их, несмотря на то, что были волонтёры, была сила. Одна из проблем в том, что люди не слышат государство, а государство не слышит людей. Мы стали агрессивными, чересчур требовательными, в том числе и к власти. Люди не могут быть едины с самим собой, что уж говорить о единении общества. Думаю, нужно меньше программ по ТВ, разжигающих рознь, нужны положительные эмоции, нужно решать вопросы вместе.

Оксана ПЕРЕВОЗНИКОВА, Светлана ГИРЛИНА