«Когда садишься на лошадь, надо её погладить , поблагодарить. Меня спрашивают, а за что её хвалить, вы же только сели. А за то, что позволила сесть на себя», — мудро рассуждает мастер спорта СССР, тренер-преподаватель по конному спорту Сергей Винниченко. На его счету не только многократные победы в конном троеборье, но и подготовка чемпионов, среди которых знаменитый конь Пинцет, получивший на Олимпиаде-80 бронзу в личном и золото в командном зачёте. В ноябре Сергею Петровичу исполняется 65 лет, но несмотря на свой солидный возраст, он до сих пор обучает премудростям конного спорта молодое поколение.

Случай привёл в «Локомотив»

Он родился на Украине в городе Донецке. Конным спортом начал заниматься с 12 лет, но о б щ а т ь с я с лошадьми научился гораздо раньше. Родители каждое лето возили детей в деревню к деду. Он-то первым и посадил четырёхлетнего мальца в седло.

Определиться с карьерой помог случай. Гуляли на дне рождения, один из гостей рассказал, что занимается в школе конного спорта. Мальчика это так заинтересовало, что он тоже записался на тренировки в конноспортивную школу ДСО «Локомотив». Первого коня, на которого посадили новобранца клуба, звали Зоркий. Рыжей масти будённовец был очень высокий, 1,7 метра, с белым пятном на голове. Сергей, хоть и был шустрый малый, еле забирался на него.

Первый тренер Алексей Невольниченко был строгий, но именно он привил Сергею любовь к лошадям и научил безграничному терпению, без которого в конном спорте просто нельзя.

«Прежде всего, нужно любить не себя в конном спорте, а лошадей. Человек по незнанию делает много ошибок, которые выводят животное из равновесия. Надо привлечь максимальное внимание к себе – к рукам, голосу, движениям. Тон должен быть спокойным, располагающим, тогда лошадь начинает вам доверять», — делится опытом Винниченко.

Подхватил Порта и взял реванш

Обычно в спортшколах лучших лошадей отдавали старшим спортсменам, а юниоры получали коней по остаточному принципу. За жеребцом по кличке Порт Сергей три года наблюдал. Очень красивый был конь, правильно сложен, но контакт со спортсменами у него не получался. Даже когда в седло сел титулованный чемпион СССР, на первых же соревнованиях Порт просто остановился перед препятствием. Всадник захотел, чтобы жеребец всё-таки взял хотя бы маленькое препятствие — иначе животное воспринимает это как свою победу и своеобразное поощрение к дальнейшему упрямству. Увы, ничего не вышло.

Строптивого коня хотели уже отдавать в учебную группу, когда самый молодой тренер — Сергею на тот момент было 17 лет — вдруг спросил: «Можно я попробую?». На него посмотрели с удивлением, но разрешили

«Взял Порта, повёл на травку, дал морковку, стал гладить, чтобы он успокоился. Только через несколько дней, когда почувствовал, что конь меня начал замечать, позволил себе сесть в седло», — вспоминает Сергей Петрович. Реванш они с Портом взяли позже на соревнованиях по конкуру. Конь разогнался и взял такую высоту, что Сергей от восторга в воздухе аж повод бросил. А когда приземлился, снял с жеребца сбрую и 3 километра до базы вёл его в поводу. То поле, на котором Порт отказался прыгать, было тоже покорено тремя годами позже. После такого фееричного выступления молодого спортсмена заметили и пригласили на службу в ЦСКА.

Попасть в «зону невесомости»

С самым звёздным своим конём по кличке Пинцет Сергей Петрович познакомился в 1978 году, когда уже работал на конном заводе им. Будённого. Команда собиралась на сборы в Ростов-на-Дону, подыскивали лошадей. Однако Пинцета брать на соревнования не планировали, тренеру не нравилась его техника прыжка.

А Сергею конь сразу пришёлся по душе, интуиция подсказывала – это то, что надо. И действительно, через месяц он нашёл с Пинцетом настолько тонкий общий язык, что жеребец почувствовал свободу, оторвался от земли и стал показывать феноменальные результаты.

«Надо сидеть на лошади так, чтобы она почти не замечала вашего присутствия на спине. Не мешать, корректировать себя так, чтобы не вывести животное из равновесия. Она должна получить удовольствие от того, что вам подчиняется», — делится опытом тренер.

Сложность у Пинцета была в том, что он прыгал с неправильной техникой, слишком высоко задирал голову, что не позволяло ему рационально владеть всеми частями тела. Проблема устранилась позже. «Когда я ему дал возможность своей лёгкой посадкой работать всем телом, всё получилось. Тогда я ещё не знал, как «попасть в зону невесомости», когда вы на лошади, но как бы потеряли вес. Как только это происходит, животное начинает раскрывать свои потенциальные возможности», — поясняет Винниченко. Таким образом Пинцет попал на сборы.

Ни коня, ни Олимпиады

В марте 1979 года команда выехала на сборы на Мало-Карачаевский конный завод. Сергей также вышел с Пинцетом на поле и продемонстрировал весь потенциал. Конечно, после такого выступления оставить коня молодому, нетитулованному всаднику, тем более в предолимпийский год, тренеры не могли.

Пинцета отдали Юрию Сальникову. На тот момент это был уже известный спортсмен, он участвовал в XXI Олимпийских играх в Монреале, где завоевал пятое место в командном первенстве и восьмое — в личном. А Сергею со словами: «У тебя ещё всё впереди» вручили сложную, плохо управляемую лошадь, с которой на соревнованиях он занял лишь пятое место.

Но и этого хватило, чтобы молодого спортсмена пригласили в сборную. Однако он до сих пор не может себе простить, что поехал тогда на предолимпийские сборы, не унял амбиции и не продемонстрировал Юрию Сальникову как найти «золотой ключик» к Пинцету.

«Если бы мне дали возможность объяснить, как работать с этим конём, уверен, что Юра выиграл был выездку в первый же день Олимпиады. Но Юра допустил одну ошибку на кроссе, и лошадь остановилась. Поэтому на Олимпиаде-80 в личном зачёте они заняли только третье место, пропустив вперёд итальянца, а можно было выиграть», — взволнованно вспоминает Винниченко.

В 1979 году Сергею Петровичу для подготовки к соревнованиям передали жеребца Гераклиона чистокровной верховой породы. На нём сразу после Олимпиады-80 на олимпийской трассе Винниченко занял второе место, пройдя кросс на чемпионате Советского Союза по троеборью

***

Сейчас за плечами Сергея Винниченко уже 15 лет преподавательского стажа в конноспортивных школах разных городов и республик. В 2013 году ему доверили подготовку жеребца Кваренги ганноверской породы в возрасте четырёх лет. В течение года он этого коня выезжал и напрыгивал. На сегодняшний день Кваренги — один из лучших конкурных жеребцов России.

«Получить талантливых лошадей в работу — полдела. Главное, уметь раскрыть природный потенциал коня, а для этого надо обладать опытом и знаниями. Основной принцип работы с лошадью – делай всё, но только с любовью», — считает Винниченко, и лошади отвечают ему взаимностью.

Оксана ПЕРЕВОЗНИКОВА

Фото Сергея СЕМЕНЬКОВА