Тридцать лет назад, 23 сентября 1991 года, нашему городу было возвращено историческое имя – Сергиев Посад.

Решение об этом принял Президиум Верховного Совета РСФСР. Указ № 1675-I был краток: «Переименовать город Загорск Московской области в город Сергиев Посад и Загорский район Московской области в Сергиево-Посадский район».

 

Это было время больших перемен: страна только что пережила августовский путч и стремительно двигалась в сторону распада СССР. Уже ушёл в прошлое Ленинград (ставший Санкт-Петербургом), а Свердловск получил старое/новое имя Екатеринбург в один день с Сергиевым Посадом.

На нашем местном уровне решение о переименовании двумя неделями ранее принял Загорский городской совет. Обсуждение на заседании было жарким, депутаты высказывали различные мнения. Обратимся к публикации газеты «Вперёд» от 14 сентября 1991 года за подписью Юрия Степанова.
Несмотря на то, что народным избранникам дали понять, что «российское руководство ждёт – не дождётся, когда же в Загорске примут решение», они склонились к нему не сразу. Обсуждение было долгим и свелось к принятию двух вариантов действий: «либо решать вопрос самим как облечённым доверием избирателей, либо опереться на мнение жителей района, для чего провести референдум».

«Станем ли мы культурнее, духовнее оттого, что изменим имя города? Я думаю, люди нас не поймут, надо узнать их мнение», — вопрошал Борис Баскаков.

«Имя города — Сергиев Посад — это не только достояние его жителей, но и всей России и даже всего мира. И не все вопросы могут и должны решаться большинством», — возражал ему Сергей Персианов.
«Православие становится государственной религией в России. Хорошо ли это? Нужен референдум!»,
— прозорливо отмечал Юрий Смирнов.

«Если не будем уважать историю — не будем и глядеть в будущее с оптимизмом. Человек без памяти — что перекати-поле. Сергий Радонежский принадлежит всему миру и невозможно ограничить его значение только нашим городом. Это историческая реалия – он его основал», — отмечал Николай Резухин.

«Мы решаем чисто нравственный вопрос. Революционный зуд — это не то, что совершается сейчас, а то, что произошло в 1930 году (когда город переименовали в Загорск. – Ред.). Если примем это решение, положим ему конец», — говорил Иосиф Ольбинский.

«Руководству России нужен союз с церковью. Нравственно ли голосовать «за», зная, что избиратели «против»? Нужно, чтобы люди созрели для такого решения», – отмечал Сергей Орлов.

Когда дело дошло до голосования оказалось, что подавляющее большинство депутатов поддерживают идею переименования. «За» проголосовали 82 народных избранника, «против» — 25, «воздержались» 12.