Немало вещей и явлений, к которым мы привыкали десятилетиями, могут безвозвратно уйти из нашей жизни благодаря высоким технологиям. К примеру, классические собрания собственников жилья. МинЖКХ Подмосковья активно переходит на цифровые сходы домовладельцев, не предполагающие очного участия граждан.

 

Издержки формы

Большинство собраний по коммунальным вопросам, если и проходят, то весьма уныло. Как правило, кворума не набирается. Пара-тройка пенсионерок активничает, немногочисленная молодёжь из числа мам или пап с колясками сидит в телефоне и пропускает мимо ушей сказанное управдомом... Значительно реже бывают обратные примеры: громокипящие баталии с многовековыми элементами новгородского веча и запорожской вольницы. На таких собраниях звучат революционные лозунги, директора ТСЖ или управляющей компании требуют поднять на вилы, а за посаженные полвека назад тополя активисты готовы рубиться до последней капли крови, не позволяя построить на их месте автомобильную парковку.

Атмосферу на очных собраниях можно охарактеризовать двумя группами парных наречий: «шумно и бестолково» либо «уныло и бестолково». В предмете беседы разбираются единицы, решения принимаются на основании эмоций. В 90 % случаев они не отражают воли хотя бы половины домовладельцев.

 

Издержки содержания

Всё бы ничего, стерпели бы в МинЖКХ горластых домовых активисток, будь эти собрания были хотя бы легитимными, а их протоколы действительными. На деле же зачастую происходит так: собираются по самому судьбоносному вопросу человек 10-15 из огромной многоэтажки, голосуют за какую-нибудь резолюцию, оставшиеся подписи управдом ставит за отсутствующих (попробуйте собрать легитимное собрание в «тысячнике»). В итоге имеем внезапный переход дома из управления одной УК под крыло другой, которую никто знать не знает (сколько таких случаев было?), а вместо детской площадки — большую автостоянку для персонала гипермаркета с первого этажа. Или того хуже: на боковой стене появляется двадцатиметровый рекламный баннер, а кому капают деньги за аренду стены — общего имущества, между прочим, — одному богу известно.

И это не говоря о вопросе жизни и смерти: что ремонтировать в первую очередь? Здесь первый этаж никогда не разумеет пятый, и наоборот: крыша и подвал всегда будут конкурировать и конфликтовать между собой.

 

Никаких издержек

Онлайн-формат решает все перечисленные проблемы одним махом. Начнём с того, что никаких махинаций с подсчётами голосов и поддельными протоколами не будет. Чтобы продавить какое-то решение, управдом или директор УК должны будут реально обойти весь дома и убедить соседей в его правильности.

Голосование проходит в интернете, на платформе ЕИАС ЖКХ, куда можно попасть в два нажатия кнопки, будучи зарегистрированным на сайте «Госуслуги». Тут же в главном меню появится пункт о собраниях собственников. Портал очень полезный, позволяет оплачивать коммуналку без комиссии, не выходя из дома, сообщать о своих коммунальных проблемах. Но это не главное.

Сайт даёт возможность голосовать на собраниях собственников жилья и инициировать свои мини-референдумы, не дожидаясь соизволения управляющей компании. Из явных удобств схемы: в решении судьбы своего дома можно будет участвовать, находясь на работе, в машине, на даче, в электричке и даже где-нибудь в Крыму. Можно настроить уведомления о готовящихся волеизъявлениях, которые будут приходить на электронную почту или в смс. С начала года Московская область провела более 15 тысяч таких собраний, которые полностью соответствуют «антиковидным» протоколам.

 

Перемен требует всё ЖКХ?

Хотим мы того или нет, высокие технологии рано или поздно завоюют и это пространство. Онлайн-платежами за квартиру, по данным Минстроя, пользуется 30 % россиян. К 2030 году долю таких оплат планируется довести до 80 %.

С каждым годом все более востребованным становятся «Умные дома», способные решать простейшие проблемы без участия хозяина. Выключать свет, когда он уйдёт, поддерживать температуру в квартире на приемлемом уровне, запускать стиральные машины и мультиварки в нужное домовладельцу время.

Всё больше новых квартир оснащены умными счётчиками, которые сами передают показания в ресурсоснабжающие организации.

На Западе искусственный интеллект начал перекраивать рынок труда в сфере ЖКХ. На улицах европейских мегаполисов дворников меняют высокопроизводительные роботы-пылесосы с функцией газонокосилок. Одну из таких машин сейчас пробует мэрия Хельсинки. Из явных преимуществ: не пьёт, не курит, не халтурит, в отпуск не просится, всегда работоспособен, готов трудиться днём и ночью в обмен на киловатты электроэнергии и сервисное обслуживание. Из минусов: десятка два дворников один такой агрегат всё-таки отправит в Центр занятости. И он дорогой. Стоит, как иномарка люкс-класса. Зато найдётся сфера применения программисту и электрику-сервисмэну.

Крупные управляющие компании России отказываются от штатных диспетчерских служб, заменяя телефонных операторов ботами и голосовыми помощниками, содержание которых обходится коммунальщикам вдвое и втрое дешевле. Недостатком такой системы, помимо увольнений и сокращений сотрудников, можно назвать алгоритм работы: никакого терпения не хватит дожидаться указаний помощника.

В этом списке онлайн-собрания — далеко не самая радикальная реформа, которая ждёт нашу систему ЖКХ.

Сергей РУНЬКО

 

 Комментарий

Александр АФАНАСЬЕВ, начальник управления коммунальной инфраструктуры администрации Сергиево-Посадского городского округа:

Онлайн-собрания — это быстро, удобно, технологично. И соответствует современным тенденциям нашей жизни. Мы уже провели около 200 таких собраний. Будем расширять эту практику.