26 июня (7 июля) 1746 года (275 лет назад) в Лавре, на месте предварительно разобранной каменной кузницы напротив Больничных палат, совершилась церемония закладки церкви-ротонды в честь Смоленской иконы Божией Матери — одной из красивейших церквей Троицкой обители. Средства для её постройки и благоукрашения в размере 4654 рублей пожертвовал фаворит императрицы Елизаветы Петровны граф Алексей Григорьевич Разумовский.

Удивительная придворная карьера Разумовского (1709—1771 гг.) началась в 1731 году, когда проезжавший через черниговское село Чемар гвардейский офицер приметил в местной церкви красивого и голосистого певчего Алёшу. Взятый в Петербург, в придворную капеллу, певчий был замечен и принят в хор «малого двора» молодой цесаревны Елизаветы Петровны, имевшей особенное пристрастие к пению. Взойдя на престол в результате дворцового переворота в ноябре 1741 года, Елизавета Петровна пожаловала Алёшу Разумовского в свою лейб-компанию с армейским чином генерал-поручика. В день коронации новоиспечённый генерал получил орден Андрея Первозванного, чин обер-егермейстера и был пожалован огромными поместьями.

Согласно упорным слухам в придворных и дипломатических кругах, граф Алексей Григорьевич уже в 1742 году тайно обвенчался с императрицей Елизаветой. Впрочем — редчайший случай в мировой истории! — завистников у графа в связи с этим не появилось; к чинам и государственным постам он не стремился, придворных интриг избегал, слыл человеком добродушным, хлебосольным, щедрым.

Свойственная графу Разумовскому щедрость была оказана и Троице-Сергиевой лавре. В марте 1745 года он пожаловал обители 3000 рублей «на строение и украшение в той Лавре имеющейся каменной церкви Пресвятыя Богоматери Одигитрии…».

В 1745 году здание церкви в честь Смоленского образа Божией Матери, именуемой «Одигитрия» (Путеводительница), представляло собой приспособленную под церковь скромную братскую поварню. Её построил в 1460-х годах Троицкий монах и зодчий знаменитый Василий Ермолин. Вырезанный им на плите белого камня Смоленский образ Божией Матери помещался на западном фасаде здания.

Образ этот почитался и почитается чудотворным после чудесного исцеления в 1730 году одного псаломщика, имевшего пригнутые к спине иссохшие руки. Псаломщик выздоровел, увидев образ Божией Матери Одигитрии в сонном видении. По важности события, псаломщика представили императрице Анне Иоанновне, он был освидетельствован врачами.

В память о чудесном исцелении старинную поварню обратили в церковь, посвящённую чудотворному Смоленскому образу. Но здание уже изрядно обветшало и, кроме того, не соответствовало строящейся рядом новой колокольне. Тем большее значение имело щедрое пожертвование графа Разумовского. Указанного выше, и ещё одного денежного пожертвования графа в размере 1654 рубля, хватило на создание существующей Смоленской церкви.

Подготовка к её строительству началось зимой 1745-1746 годов. К началу мая 1746 года из «вкладных графского сиятельства Алексея Григорьевича Разумовского денег» закупили 400 бочек извести, несколько сот штук бутового и белого разных мер камня, кирпича, 560 пудов полосного и листового железа, всего материалов, с учётом провоза и пошлин, почти на 1000 рублей.

Строительство началось 26 июня 1746 года, но не на месте поварни, которое оказалось сырым и даже «болотным», а немного ближе к строящейся уже колокольне. К марту 1749 года здание церкви успели построить вчерне и внутри даже оштукатурить. Казалось, до освящения церкви «рукой подать», но вышла задержка с устройством кровли. Покрыть церковь железной кровлей взялся московский кузнец Василей Еремеев. После страшного майского пожара 1746 года именно он устроил кровлю над огромным зданием братской трапезной с Сергиевской церковью. Кузнец обязался покрыть и Смоленскую церковь. Но, получив задаток, сделал лишь некоторую часть купола, после чего по неизвестной причине оставил работы. Найти кузнеца-подрядчика не удалось. Еремеев «бегает и укрываетца…» — докладывал в Лавру её московский стряпчий.

Безуспешные поиски Еремеева (они продолжались, по крайней мере, до поздней осени 1750 года), торги с новым подрядчиком — все эти обстоятельства задержали отделку здания.

В результате освящение Смоленской церкви совершилось лишь в 1753 году. На освящении присутствовали императрица Елизавета Петровна и её фаворит, он же и храмоздатель Смоленской церкви «Императорского Величества обер-егермейстер лейб-компании капитан-поручик лейб-гвардии конного полка подполковник генерал-аншеф действительный камергер и разных орденов рейхс-графское сиятельство и кавалер» Алексей Григорьевич Разумовский.

Константин Филимонов