Восстание Черниговского полка (художник Н. Радионов)

Тема «Декабристы и Сергиев Посад» не раз освещалась в краеведческих публикациях, посвящённых именам Александра Фролова, Ивана Якушкина, Трубецких и Мухановых. Но история нашего города постоянно подбрасывает нам новые открытия. На этот раз мы поговорим об Артамоне Муравьёве и его потомках, волею судеб оказавшихся жителями Загорска — Сергиева Посада.

 

Лет десять назад в нашем городе был магазин «Букинист», а при нём — клуб коллекционеров, душой которого был ныне покойный Владислав Касперович. В клуб заходили интересные люди. Среди них была и Татьяна Михайловна Козлова, ветеран ЗЭМЗа. Однажды в разговоре возникла тема восстания декабристов — и мы услышали удивительную историю её мужа, Вадима Степановича Козлова, и его матери, Кириены Ланге­Козловой. Рассказчица показала массу интересных семейных фотографий и справку, выданную 31 января 1929 года Пушкинским Домом о том, что Кириена Александровна Козлова является правнучкой декабриста Артамона Муравьёва.

***

Артамон Захарович Муравьёв начал свою жизнь как «штатский», хотя и был сыном артиллерийского офицера. Получил домашнее образование, в 1809­-1812 учился в Московском университете. Армейскую службу начал в 1812 году как колонновожатый (то есть юнкер «свиты Его Императорского Величества по квартирмейстерской части»), затем в звании прапорщика был командирован в Дунайскую армию адмирала Чичагова.

Был участником Отечественной войны 1812 года и Зарубежных походов русской армии в 1813-­14 годах, дослужился до штабс­-капитана. Потом был переведён в Кавалергардский полк, до 1818 года находился в составе оккупационного корпуса графа Михаила Воронцова во Франции.

В 1820 году Артамону Захаровичу было присвоено звание полковника. С 12 декабря 1824 года он — командир Ахтырского гусарского полка, расквартированного в Подольской губернии на Украине.

А. З. Муравьёв был членом практически всех декабристских обществ — «Союза спасения», «Союза благоденствия» и «Южного общества». 25 декабря 1825 года он отказался дать свой полк Муравьёву­-Апостолу, был арестован 31 декабря 1825 года и в знаменитом восстании Черниговского полка участия не принимал.

Несмотря на это, суд признал его виновным в умысле на цареубийство и в активном участии в мятеже. Артамон Муравьёв был причислен к преступникам первого разряда (то есть одним из руководителей восстания) и приговорён к смертной казни. После помилования и смягчения участи сослан на вечную каторгу в Сибирь. Позднее срок был сокращён до 20 лет, а затем до 13 лет. Каторжные работы отбывал в нерчинских рудниках. По отбытии срока наказания в августе 1839 он был переведён на поселение, где через несколько месяцев в 1840 году умер.

***

С военно­политической судьбой Артамона Захаровича нам всё ясно. Но так как нас в первую очередь занимает генеалогическая основа, то стоит перейти к его личной жизни.

В 1818 году Артамон Захарович женился на Вере Алексеевне Горяиновой (1790­-1867 гг.), дочери вологодского губернатора и ростовского помещика Алексея Алексеевича Горяинова. Кстати, представители ковровской ветви Горяиновых оставили след в Сергиевском посаде — им принадлежали два дома на Валовой улице, один из которых летом 1917 года был куплен графом Юрием Олсуфьевым. Здание, расположенное напротив библиотеки им. В. Розанова, сохранилось и поныне.

После осуждения мужа Вера Алексеевна собиралась поехать за ним в Сибирь, но сделать этого в силу обстоятельств не смогла. Перед самым отъездом Муравьёв писал ей: «Всё существование моё в тебе и детях заключается — любовь, почтение и благодарность мои к тебе за твои чувства ко мне, невзирая ни на что, не могут быть мною описаны… Я не впаду в отчаяние; лишь бы ты берегла бы себя». Супругам не суждено было встретиться. Надолго пережив мужа, она сосредоточила все заботы на единственном оставшемся в живых сыне Александре.

Александр Артамонович Муравьёв (1821­-1881 гг.), в отличие от двух умерших в малолетстве братьев, прожил долгую жизнь. Должность у него была совершенно не романтическая — Председатель Новгородской казённой палаты. В 1862 году он женился на Екатерине Фёдоровне Энгельгардт. У них было трое детей: Вера, Мария и Георгий.

***

Мария Александровна Муравьёва (1870­-1917 гг.) в 1894 году вышла замуж за Александра Фердинандовича Ланге (1849­-1916 гг.). В их семье, в свою очередь, родились трое детей: Валентин, Мария и Кириена. В нашей истории будет фигурировать Кириена Александровна Ланге-­Козлова (1897-­1978 гг.).

Она окончила Смольный институт благородных девиц, но «благородной» жизни не получилось. Когда ей было девятнадцать, умер отец, через год — мать. А потом начались великие революционные потрясения, перевернувшие с ног на голову жизнь всех «бывших», да и не только их. Кириена Александровна вышла замуж за Степана Петровича Козлова, которому, увы, впоследствии будет суждено сгинуть на «архипелаге ГУЛАГ».

Так мы и добрались до жителя города Загорска Вадима Степановича Козлова, праправнука Артамона Муравьёва. Его мать Кириена, несмотря на все потрясения ХХ века, сохранила немало реликвий, связанных с родом Муравьёвых, которые были переданы ею в существовавший в Москве Музей декабристов. В семье Козловых бережно хранились семейные фотографии Муравьёвых, Энгельгардтов и Ланге (крупный учёный в области гистологии, лейб­медик императорского двора). Биография Вадима Козлова тоже очень интересна.

В 1939 году с первого курса Ленинградского индустриального института он был призван в армию. В рядах 55­-й стрелковой дивизии зимой 1939–1940 годов принимал участие в боевых действиях на территории Финляндии на линии Маннергейма.

В 1941 году на Западном фронте участвовал в боях за Минск и Смоленск. Осенью 1942 года выполнял специальное задание командования, сопровождая пересылку секретного оборудования по железной дороге в Харьков. Позднее в составе истребительного противотанкового полка № 1864 служил шофёром на машине «Студебекер» с 75-­мм пушкой на прицепе. Участник Сталинградской битвы. В 1943 году после тяжёлого ранения и длительного лечения Вадим Козлов был направлен в Московский авиационный институт, по окончании которого в 1950 году получил назначение на Загорский электро-механический завод, где и работал до 1993 года в должностях от мастера до начальника выпускного сборочного цеха.

Вадим Степанович был награждён орденами Славы, Отечественной войны I и II степени, орденом Красной Звезды, медалями «За боевые заслуги», «За победу над Германией», «За взятие Будапешта», «За взятие Вены», а за трудовые успехи — орденом Октябрьской Революции. Умер Вадим Степанович в 1998 году.

Сейчас в Сергиевом Посаде живёт его вдова, уже знакомая нам Татьяна Михайловна Козлова, и сын с семьёй.

Алекс Рдултовский